Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Экологизация автомобильного транспорта: преимущества и сложности перехода на альтернативные автомобили

https://doi.org/10.38050/01300105202128

Аннотация

Под экологизацией автомобильного транспорта в данной работе мы подразумеваем процесс замещения автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), работающих на нефтяном топливе, гибридными автомобилями, электромобилями и автомобилями, работающими на метане, водороде или биотопливе. Рост спроса на автомобили, использующие альтернативные источники топлива, должен стать, с одной стороны, триггером для развития соответствующих технологий и инфраструктуры, альтернативной энергетики и более экологичных способов по- лучения водородного топлива, а с другой — стимулом для снижения зависимости от углеводородов, сокращения нагрузки на окружающую среду и распространения экологичного образа жизни и более экономного стиля вождения автомобиля. В российских климатических и экономических реалиях можно ожидать в первую очередь распространения автомобилей, работающих на метане. Это незначительно сократит выброс парниковых газов на первом этапе, но позволит снизить выброс твердых частиц, а кроме того, повысит осведомленность населения об альтернативных автомобилях.

Об авторах

А. И. Куданова
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Куданова Алина Игоревна — студент, экономический факультет

Москва



Е. Ю. Яковлева
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Яковлева Екатерина Юрьевна — к.э.н., с.н.с. кафедры экономики природопользования, экономический факультет

Москва



Список литературы

1. Moscow Tesla Club. Как заряжать электромобиль. Дата обращения 30.04.2020, https://moscowteslaclub.ru/charging/faq/

2. PwC. (2018). Завтрашний день автомобильной отрасли. Дата обращения 01.05.2020, https://www.pwc.ru/ru/publications/autotech-russian.pdf

3. Александров, И. К., Раков, В. А., & Щербакова А. А. (2011). Перспективы развития транспортных средств с электроприводом. Транспорт на альтернативном топливе, 22(4), 65–69.

4. Алексеева, Е. (22.11.2019). Подсчитали, на чем дешевле ездить: бензин, газ или электричество? Журнал «ЗаРулем». https://www.zr.ru/content/news/920584-podschitalina-chem-deshevle-ezd/

5. Аналитическое агентство «Автостат». (2018). Парк электромобилей в России на 1 июля 2018 года. Дата обращения 02.02.2020, https://autostat-ru.turbopages.org/s/autostat.ru/infographics/35747/

6. Аналитическое агентство «Автостат». Продажи гибридных автомобилей в России снизились на 6%. Дата обращения 16.04.2020, https://www.autostat.ru/news/41980/

7. Городской электротранспорт. Статистика подвижного состава. Москва, электробус. 2020. Дата обращения 09.04.2020, https://transphoto.org/show.php?t=9&cid=1

8. Марков, В. А., Девянин, С. Н., Крылов, В. И., & Багров, В. В. (2012). Перспективы использования биотоплив в дизельных двигателях. Транспорт на альтернативном топливе, 30(6), 6–10.

9. Министерство энергетики РФ. Основные характеристики российской электроэнергетики. Таблица 1. Дата обращения 29.04.2020, https://minenergo.gov.ru/node/532

10. Полищук, Н. В. (2017). Экологическая логистика: электромобиль, мировой опыт и перспективы использования в России. Транспортное дело России, (2), 110–114.

11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 321 (ред. от 21.01.2021). (2014). «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие энергетики». Подпрограмма «Развитие рынка газомоторного топлива». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162194/

12. Раков, В. А. (2013). Исследование автопарка гибридных автомобилей. Транспорт на альтернативном топливе, 31(1), 18–23.

13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. № 831‑р. (2018). Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года. http://static.government.ru/media/files/EVXNIplqvhAfF2Ik5t6l6kWrEIH8fc9v.pdf

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р. (2020). Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. 2020. https://minenergo.gov.ru/node/1026

15. Ревич, Б. А. (2018). Мелкодисперсные взвешенные частицы в атмосферном воздухе и их воздействие на здоровье жителей мегаполисов. Проблемы экологического мониторинга и моделирования экосистем, 29(3), 53–78.

16. Росстат, ЕМИСС. Наличие автомобильного транспорта. Дата обращения 07.05.2020, https://fedstat.ru/indicator/36228

17. Росстат. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 г. Дата обращения: 30.04.2020, https://www.gks.ru/compendium/document/13282

18. Синяк, Ю. В., & Колпаков, А. Ю. (2012). Экономические оценки использования в автотранспорте альтернативных моторных топлив на базе природного газа. Проблемы прогнозирования, (4), 34–48.

19. Транспорт. Росстат. (2019). Наличие легковых автомобилей, имеющих возможность использования природного газа в качестве моторного топлива, по субъектам Российской Федерации. Дата обращения 08.05.2020, https://www.gks.ru/folder/23455?print=1

20. Adie, G. U., & Osibanjo, O. (2009). Assessment of soil-pollution by slag from an automobile battery manufacturing plant in Nigeria, 3(9), 239–250.

21. Alberini, A., Di Cosmo, V., & Bigano, A. (2019). How are fuel efficient cars priced? Evidence from eight EU countries. Energy Policy, 134, 1–14. https://doi.org/10.1016/j.enpol.2019.110978

22. Ali, M. U., Liu, G., Yousaf, B., Ullah, H., Abbas, Q., & Munir, M. A. M. (2019). A systematic review on global pollution status of particulate matter-associated potential toxic elements and health perspectives in urban environment. Environmental Geochemistry and Health. Springer Netherlands, 41(3), 1131–1162. https://doi.org/10.1007/s10653-018-0203-z

23. Alternative Fuels Data Center. How Do Liquefied Natural Gas Trucks Work? Retrieved March 31, 2021, from https://afdc.energy.gov/vehicles/how-do-lng-cars-work

24. Aulinger, A., Prange, A., Niedergesäss, R., Schmolke, S., & Einax, J. W. (2002) Characterization of elemental pollution and its variations in sediments and suspended particulate matter from the River Elbe via multi-element analysis combined with chemometric data evaluation. Journal of environmental monitoring, 4(6), 942–949. https://doi.org/10.1039/b205026a

25. Bityukova, V. R., & Mozgunov, N. A. (2019) Spatial features transformation of emission from motor vehicles in Moscow. Geography, environment, sustainability, 12(4), 57–73. https://doi.org/10.24057/2071-9388-2019-75

26. Bordelanne, O., Montero, M., Bravin, F., Prieur-Vernat, A., Oliveti-Selmi, O., Pierre, H., Papadopoulo, M., & Muller, T. (2011). Biomethane CNG hybrid: A reduction by more than 80% of the greenhouse gases emissions compared to gasoline. Journal of Natural Gas Science and Engineering, 3(5), 617–624. https://doi.org/10.1016/j.jngse.2011.07.007

27. Burke, A., & Zhu, L. (2015). The economics of the transition to fuel cell vehicles with natural gas, hybrid-electric vehicles as the bridge. Research in Transportation Economics, 52, 65–71. https://doi.org/10.1016/j.retrec.2015.10.005

28. Davis, S. C., & Boundy, R. G. (2019). Transportation Energy Data Book (38th ed.). Oak Ridge National Laboratory. https://tedb.ornl.gov/data/

29. Directorate-General for Mobility and transport. (2017). Study on the Implementation of Article 7(3) of the «Directive on the Deployment of Alternative Fuels Infrastructure» — Fuel Price Comparison. Final Report. European Commission. https://doi.org/10.2832/619284

30. European Environment Agency. (2019). Air pollution sources. Retrieved Februrary 6, 2020, from https://www.eea.europa.eu/themes/air/air-pollution-sources-1

31. Ge, Y., MacKenzie, D., & Keith, D. R. (2018). Gas anxiety and the charging choices of plug-in hybrid electric vehicle drivers. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 64, 111–121. https://doi.org/10.1016/j.trd.2017.08.021

32. Hackbarth, A., & Madlener, R. (2011). Consumer Preferences for Alternative Fuel Vehicles: A Discrete Choice Analysis. FCN Working Paper, 20. https://doi.org/10.2139/ssrn.2236286

33. Hoen, A., & Koetse, M. J. (2014). A choice experiment on alternative fuel vehicle preferences of private car owners in the Netherlands. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 61, 199–215. https://doi.org/10.1016/j.tra.2014.01.008

34. Huang, J. S., & Wang, K. C. (2019). Are green car drivers friendly drivers? A study of taiwan’s automobile insurance market. Journal of Risk and Insurance, 86(1), 103–119. https://doi.org/10.1111/jori.12202

35. International Energy Agency (IEA). (2019). Global EV Outlook 2019. https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2019

36. International Organization of Motor Vehicle Manufacturers (OICA). (2019). 2019 Production Statistics. [Data set]. Retrieved February 22, 2020, from http://www.oica.net/category/production-statistics/2019-statistics/

37. J. P. Morgan. (2018, October 10). Driving into 2025: The Future of Electric Vehicles. Retrieved May 2, 2020 from https://www.jpmorgan.com/global/research/electric-vehicles

38. Kim, K. H., Kabir, E., & Kabir, S. (2015). A review on the human health impact of airborne particulate matter. Environment international, 74, 136–143. https://doi.org/10.1016/j.envint.2014.10.005

39. Kontses, A., Triantafyllopoulos, G., Ntziachristos, L., & Samaras, Z. (2020). Particle number (PN) emissions from gasoline, diesel, LPG, CNG and hybrid-electric light-duty vehicles under real-world driving conditions. Atmospheric Environment, 222, 117–126. https://doi.org/10.1016/j.atmosenv.2019.117126

40. Lelieveld, J., Klingmüller, K., Pozzer, A., Pöschl, U., Fnais, M., Daiber, A., & Münzel, T. (2019). Cardiovascular disease burden from ambient air pollution in Europe reassessed using novel hazard ratio functions. European heart journal, 40(20), 1590–1596. https://doi.org/10.1093/eurheartj/ehz135

41. National Geographic. Air Pollution. Retrieved February 23, 2020, from https://www.nationalgeographic.org/encyclopedia/air-pollution/

42. Natural Gas Vehicle Knowledge Base (NGV Global). Current Natural Gas Vehicle Statistics. Retrieved May 3, 2020, from http://www.iangv.org/current-ngv-stats/

43. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. (2015). Using Natural Gas for Vehicles: Comparing Three Technologies. U. S. Department of Energy. https://www.nrel.gov/docs/fy16osti/64267.pdf

44. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. (2017). Vehicle Cost Calculator Assumptions and Methodology. U. S. Department of Energy. https://afdc.energy.gov/calc/cost_calculator_methodology.html

45. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. (2017). What fleets need to know about alternative fuel vehicle conversions, retrofits, and repowers. U. S. Department of Energy. https://afdc.energy.gov/files/u/publication/afv_conversions_retrofits_repowers.pdf

46. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. (2106) Biodiesel Handling and Use Guide (Fifth Edition). U. S. Department of Energy. Retrieved April 16, 2020, from https://afdc.energy.gov/files/u/publication/biodiesel_handling_use_guide.pdf

47. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. All-Electric Vehicles. U. S. Department of Energy. Retrieved April 12, 2020, from https://www.fueleconomy.gov/feg/evtech.shtml

48. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. Benefits and Challenges. U. S. Department of Energy. Retrieved April 15, 2020, from https://www.fueleconomy.gov/feg/fcv_benefits.shtml

49. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. Benefits and Challenges. Infographic: The Fuel Cell Electric Vehicle (FCEV). U. S. Department of Energy. Retrieved May 4, 2020 from https://www.energy.gov/sites/prod/files/2015/07/f24/fcto_fcev_infographic_0.pdf

50. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. E85 Flex Fuel Specification. U. S. Department of Energy. Retrieved May 2, 2020, from https://afdc.energy.gov/fuels/ethanol_e85_specs.html

51. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. Ethanol Benefits and Considerations. U. S. Department of Energy. Retrieved April 23, 2020, from https://afdc.energy.gov/fuels/ethanol_benefits.html

52. Office of Energy Efficiency & Renewable Energy. New Flex-fuel Vehicles. U. S. Department of Energy. Retrieved April 29, 2020, from https://www.fueleconomy.gov/feg/PowerSearch.do?action=noform&path=1&year1=2019&year2=2020&vtype=E85&srchtyp=newAfv&pageno=7&sortBy=Comb&tabView=0&rowLimit=10

53. Racz, A. A., Muntean, I., & Stan, S.-D. (2015). A Look into Electric/Hybrid Cars from an Ecological Perspective. Procedia Technology, 19, 438–443. https://doi.org/10.1016/j.protcy.2015.02.062

54. Scarlat, N., Dallemand, J. F., & Fahl, F. (2018). Biogas: Developments and perspectives in Europe. Renewable Energy, 129(PA), 457–472. https://doi.org/10.1016/j.renene.2018.03.006

55. Sly, М. (2017, November 28). Semi-Solar Powered Cars are the Future. http://large.stanford.edu/courses/2017/ph240/sly1/#:~:text=Full%20Solar%20Is%20Not%20Possible&text=The%20reason%20fully%20solar%20powered,efficiency%20of%20the%20solar%20panels.&text=If%20the%20solar%20panel%20is,used%20to%20power%20the%20car

56. Sun, S., Delgado, M. S., & Khanna, N. (2019). Hybrid vehicles, social signals and household driving: Implications for miles traveled and gasoline consumption. Energy Economics, 84, 1–16. https://doi.org/10.1016/j.eneco.2019.104519

57. The National Renewable Energy Laboratory. (n.d.). Wind-to-Hydrogen Project. https://www.nrel.gov/hydrogen/wind-to-hydrogen.html

58. The Oxford Institute for Energy Studies. (2019, April). A review of prospects for natural gas as a fuel in road transport. Retrieved April 18, 2020, from https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2019/04/A-review-of-prospects-for-natural-gas-as-a-fuel-inroad-transport-Insight-50.pdf

59. The World Bank and Institute for Health Metrics and Evaluation, University of Washington, Seattle. (2016). The Cost of Air Pollution: Strengthening the Economic Case for Action. http://hdl.handle.net/10986/25013

60. U. S. Energy Information Administration. Electricity explained. Electricity in the United States. Retrieved April 24, 2020, from https://www.eia.gov/energyexplained/electricity/electricity-in-the-us.php

61. United Nations (UN). (2015). Sustainable Development Goals. Retrieved March 31, 2021, from https://www.un.org/sustainabledevelopment/sustainable-development-goals/

62. World Bioenergy Association. (n.d.). Global bioenergy statistics 2019. Retrieved April 28, 2020, from https://worldbioenergy.org/uploads/191129%20WBA%20GBS%202019_HQ.pdf

63. World Health Organization (WHO). Ambient Air Pollution: Health Impact. Retrieved April 11, 2020, from https://www.who.int/airpollution/ambient/health-impacts/en/

64. Zahabi, S. A. H., Miranda-Moreno, L., Barla, P., & Vincent, B. (2014). Fuel economy of hybrid-electric versus conventional gasoline vehicles in real-world conditions: A case study of cold cities in Quebec, Canada. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 32, 184–192. https://doi.org/10.1016/j.trd.2014.07.007


Рецензия

Для цитирования:


Куданова А.И., Яковлева Е.Ю. Экологизация автомобильного транспорта: преимущества и сложности перехода на альтернативные автомобили. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;1(2):176-198. https://doi.org/10.38050/01300105202128

For citation:


Kudanova A.I., Yakovleva E.Yu. Automotive industry ecologization: advantages and challenges of alternative fuel vehicles implication. Moscow University Economics Bulletin. 2021;1(2):176-198. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202128

Просмотров: 329


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)