Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Эволюционные аспекты экономики, ориентированной на человека, в категориально-системной методологии

https://doi.org/10.38050/0130010520216.10

Аннотация

Объект исследования — человеко-ориентированная экономика. Цель исследования — разработка модели развития экономики, ориентированной на человека, через ее постепенное усложнение. Гипотеза исследования предполагает, что разработка иерархии объективно необходимых потребностей человека даст основание для идентификации структуры новой экономической системы с целевыми установками, ориентированными на постепенное развитие каждого хозяйствующего субъекта и экономики в целом. Применены следующие методы исследования: контент-анализ, метод «Конечный информационный поток». Получены следующие результаты исследования: 1) произведена идентификация и познание качественных характеристик экономики, ориентированной на человека, на основе метода «Конечный информационный поток» с помощью параметров «логический уровень», «логический предел» и «трансформируемость»; 2) сформулированы логические уровни развития человеко-центричной экономики на основе выделения потребностей человека, исходя из его природы (ЛУ-1 — потребности организма как биологического существа, ЛУ-2 — потребности в материальных товарах, ЛУ-3 — потребности в услугах, ЛУ-4 — потребности в социальном взаимодействии, ЛУ-5 — потребности в информации, ЛУ-6 — потребности в цифровых продуктах, ЛУ-7 — потребности в идеях, ЛУ-8 — потребности в новых знаниях); 3) определено наличие многообразных структур в рамках экономики, ориентированной на человека, на основе таких параметров, как логический предел и трансформируемость; 4) представлена человеко-ориентированная экономика как постепенно усложняющийся объект. Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты осмысления человеко-центричной экономики посредством метода «Конечный информационный поток» служат основой для дальнейших изысканий с целью построения научно обоснованной теории изучаемого феномена.

 

Об авторе

С. И. Насырова
Институт развития образования Республики Башкортостан; Башкирский государственный университет
Россия

Насырова Светлана Ирековна — кандидат экономических наук, проректор по научной и инновационной работе, Институт развития образования Республики Башкортостан; доцент, Башкирский государственный университет

Уфа

SPIN (РИНЦ): 3126-3127



Список литературы

1. Аксютина, З. А. (2012). Модели «Конечный информационный поток» и «Порядок следования целей» в анализе целей социального воспитания. European Social Science Journal, 10-1 (26), 304–312.

2. Беляев, И. А. (2012). Целостность человека в аспекте взаимосвязи его способностей и потребностей: опыт типологизации. Автореферат диссертации доктора философских наук. Челябинск.

3. Бережной, Н. М. (2001). Человек и его потребности. Форум.

4. Богачев, С. П. (2007). Построение теории спроса на основе систем потребностей. Автореферат диссертации доктора экономических наук. Кострома.

5. Боуш, Г. Д. (2010). Идентификация и описание кластеров предприятий с применением категориальной модели «Конечный информационный поток». Вестник Томского государственного университета, 337, 129–134.

6. Бояркин, А. В., & Питайкина, И. А. (2015). Становление теории здоровья населения в человекоцентричной экономике. Евразийский союз ученых, 4-1(13), 50–53.

7. Бузгалин, А., & Колганов, А. (2019). Трансформации социальной структуры позднего капитализма: от пролетариата и буржуазии к прекариату и креативному классу? Социологические исследования, 1, 18–28.

8. Буланов, В. С. (2018). Основы социально-экономической теории развития человека. Проспект.

9. Ванягина, М. Р. (2021). Профессионально ориентированное иноязычное обучение в высшей военной школе через призму информационных системно-категориальных методов. Наука о человеке: гуманитарные исследования, 15 (2), 123–130. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.2.15.

10. Вапнярская, О. И. (2014). Индивидуализация потребностей как фактор поведения потребителей: теоретический аспект. Сервис в России и за рубежом, 8(55), 38–55.

11. Васильева, А. В. (2020). Выявление эволюционной последовательности возникновения и развития интерактивного обучения. Научный результат. Педагогика и психология образования, 6 (4), 58–71. DOI: 10.18413/2313-8971-2020-6-4-0-5.

12. Газизуллин, Н. Ф. (2013). Экономика для человека. Обзор Московского экономического форума 20–22 марта 2013 г. Проблемы современной экономики, 1(45), 287–289.

13. Гайрбеков, М. С., Гунашева, З. Я. (2017). Экономический человек или человечная экономика: попытка свести воедино рациональность и гуманизм. Известия Чеченского государственного педагогического института, Т. 15, 2 (18), 225–230.

14. Генкин, Б. М. (2015). Элементы общей теории потребностей человека. Проблемы современной экономики, 4 (56), 302–304.

15. Городнова, Н. В. (2010). Модельное представление и развитие парадигмы «человеко-ориентированная экономика». Региональная экономика: теория и практика, 36 (171), 31–36.

16. Госсен, Г. (1854). Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности. Брауншвейг.

17. Гусейнов, О. М., & Гусейнова, Ж. О. (2017). К вопросу о соотношении материальных и духовных потребностей в нравственном развитии личности. Социально-гуманитарные знания, 4, 89–101.

18. Доброхлеб, В. Г. (2013). Экономика развития человека. Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право, 15(116), 207–215.

19. Дороненко, М. В. (2021). Идентификация и эволюция компетенций на рынке труда в цифровой экономике. BENEFICIUM, 2 (39), 12–20. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.2(39).12–20.

20. Дремова, Е. А. (2011). Биологические и социальные потребности человека в системе урбоэкологических отношений. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 7, 173–178.

21. Ершов, П. М. (1990). Потребности человека. Мысль.

22. Ефремов, Г. А. (2010). Модель универсального потребителя. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 8, 177–181.

23. Каверин, С. Б. (1987). О психологической классификации потребностей. Вопросы психологии, 5, 121–129.

24. Куделин, Е. Г. (1970). Закон возвышения потребностей. Горький.

25. Лобачев, Д. А. (2006). Теоретические и методологические подходы к определению роли информационных ресурсов в системе экономических отношений. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. Москва.

26. Макклелланд, Д. (2007). Мотивация человека. Питер.

27. Макклоски, Д. (2013). Экономика с человеческим лицом, или гуманомика. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 3, 37–40.

28. Маковская, И. В. (2010). Российский сервис как социальный институт. Автореферат диссертации кандидата социологических наук. Москва.

29. Малинина, Т. Б. (2018). Человек в цифровую эпоху. Проблемы деятельности ученого и научных коллективов, 4 (34), 146–156.

30. Маркс, К. (1958). Введение (Из экономических рукописей 1857–1858 годов). Собрание сочинений. Издание второе. Том 12. Политиздат.

31. Маркс, К., Энгельс, Ф. (1955). Сочинения. Издание второе. Том 3. Политиздат.

32. Медушевский, Н. А. (2018). Экономика, ориентированная на человека и практика Европейского Союза. New approaches in economy and management. Materials of the VIII international scientific conference. Прага.

33. Менгер, К. (1984). Основания политической экономии. Австрийская школа в политической экономии. М.: Прогресс.

34. Момджян, К. Х. (2015). К типологии человеческих потребностей. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, 4, 78–94.

35. Момджян, К. Х. (2017a). К типологии человеческих потребностей. Статья третья. Социальные потребности человека. Часть 1. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 1, 97–116.

36. Момджян, К. Х. (2017b). К типологии человеческих потребностей. Статья третья. Социальные потребности человека. Часть 2. Вестник Московского университета. Серия 7: Философия, 2, 99–112.

37. Недолужко, О. В. (2016). Идентификация интеллектуального капитала категориальным методом «Конечный информационный поток». Экономическая наука современной России, 4 (75), 129–140.

38. Обуховский, К. (2003). Галактика потребностей. Психология влечений человека. Изд-во «Речь».

39. Петров, И. Ф., & Петров, Л. И. (2013). Социальные потребности как важнейшая характеристика общества. Вестник ИМСИТ, 3-4(55–56), 47–54.

40. Петровская, М. А. (2007). Динамика потребностей самоактуализирующейся личности. Автореферат диссертации кандидата философских наук. Иркутск.

41. Полозова, В. П. (2007). Развитие исторических потребностей и способностей человека. Автореферат диссертации кандидата философских наук. Нижний Новгород.

42. Прокин, В. В. (1998). Интегральное моделирование человека экономики и экономики человека. Новые идеи в философии, 7, 137–143.

43. Разумов, В. И. (2004). Категориально-системная методология в подготовке ученых. Омск. гос. ун-т.

44. Симонов, П. В. (1987). Мотивированный мозг. Наука.

45. Тихонова, А. Д. (2019). Роль сетевого потенциала организации в стратегии развития. Журнал экономической теории, 16(4), 875–880.

46. Ткачев, А. Н., & Луценко, Е. В. (2004). Гуманистическая экономика, качество жизни и цели региональной администрации. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 6, 115–128.

47. Чернявский, У. Г. (1971). Потребности, спрос, товарооборот в социалистическом обществе. Мысль.

48. Шапарь, В. Б. (ред.). (2005). Новейший психологический словарь. Феникс.

49. AgyaYalley, A., & Singh Sekhon, H. (2014). Service production process: implications for service productivity. International Journal of Productivity and Performance Management, 63(8), 1012–1030. DOI:10.1108/ij ppm-10-2012-0113

50. Bothma, T. J., & Bergenholtz, H. (2013). «Information needs changing over time»: a critical discussion. South African Journal of Libraries and Information Science, 79 (1), 22–34. DOI:10.7553/79-1-112

51. Dr. E. O. Aruma and Dr. Melvins Enwuvesi Hanachor (2017). Abraham Maslow’s hierarchy of needs and assessment of needs in community development International. Journal of Development and Economic Sustainability, Vol. 5, 7, 15–27.

52. Glăveanu, V. P., & Lubart, T. (2014). Decentring the Creative Self: How Others Make Creativity Possible in Creative Professional Fields. Creativity and Innovation Management, 23(1), 29–43. DOI:10.1111/caim.12049

53. Kemp-Benedict, E. (2013). Material needs and aggregate demand. The Journal of SocioEconomics, 44, 16-26. doi:10.1016/j.socec.2013.02.003

54. Maslow, A. H. (1954). Motivation and personality. Brandeis university. Harper and Brothers.

55. McLeod, S. (2013). Absolute Biological Needs. Bioethics, 28(6), 293–301. DOI:10.1111/bioe.12020

56. Prabha, C., Silipigni Connaway, L., Olszewski, L., & Jenkins, L. R. (2007). What is enough? Satisfi cing information needs. Journal of Documentation, 63(1), 74–89. DOI:10.1108/00220410710723894


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Насырова С.И. Эволюционные аспекты экономики, ориентированной на человека, в категориально-системной методологии. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(6):202-223. https://doi.org/10.38050/0130010520216.10

For citation:


Nasyrova S.I. Evolutionary aspects of the human-oriented economy in the categorical-system methodolog. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(6):202-223. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/0130010520216.10

Просмотров: 331


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)