ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСНОВЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.38050/01300105202217
Аннотация
В статье исследуются особенности поведенческой и бизнес-модели совместного потребления, а также ее влияние на рынок. Предметом исследования являются преобразования товарно-денежных отношений, происходящие в экономике шеринга. Широкое распространение совместного потребления в мире и растущая популярность данной практики в России, а также недостаточная изученность феномена в отечественной литературе определяют актуальность работы. С целью исследования экономической природы и рыночных основ шеринговой экономики использовался междисциплинарный подход, а также такие общенаучные методы, как анализ, синтез и моделирование. Для оценки жизнеспособности данной модели в условиях новых вызовов применялись методы статистического анализа данных, экспертные оценки.
В ходе исследования было показано, что в основе экономики совместного потребления (ЭСП) лежит рационалистическая модель поведения индивида, который отказывается от владения избыточной собственностью в пользу временного доступа к благу с целью экономии ресурсов и максимизации полезности. Базовые принципы ЭСП (рациональность, эффективность, доходность, срочность и доверие), а также особенности взаимодействия ее участников накладывают отпечаток на товарноденежные отношения, приводя к преобразованию рыночных основ: смене парадигмы частной собственности, смещению субъектных основ рынка, изменению стандартной схемы обмена, частичному снятию «провалов» рынка. Вызовы последних лет обеспечили реальную проверку шеринговой экономики на прочность, в ходе которой она показала высокие адаптационные способности, что позволяет позитивно смотреть на будущее новой модели потребления и открывает интересные области для исследования.
Об авторах
Н. П. КононковаРоссия
Кононкова Наталья Петровна — д.э.н., доцент, экономический факультет
Москва
Д. А. Михайленко
Россия
Михайленко Диана Александровна — к.э.н., доцент, экономический факультет
Москва
Список литературы
1. Веблен, Т. (2020). Теория праздного класса: пер. с англ. / вступ. ст. и примеч. С. Г. Сорокиной; общ. ред. В. В. Мотылева. ЛЕНАНД.
2. Герасименко, В. В. (2021). Развитие рынка платформ e-Commerce в России: структура, экспансия, тренды. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 21 (2), 33–48. https://doi.org/10.38050/01300105202122.
3. Головецкий, Н. Я., & Гребенник, В. В. (2017). Фундаментальные основы экономики совместного потребления. Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте, 4 (23), 21–25. https://doi.org/10.21777/25879472201742126.
4. Земскова, Е. С. (2019). Шеринг как отражение ценностных ориентиров потребителей в цифровой экономике. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент, 3, 17–24. https://doi.org/10.17586/2310117220191231727.
5. Кононкова, Н. П. (2018). Экономика: учебник для студентов естественных и гуманитарных факультетов. Издательство Московского университета.
6. Кононкова, Н. П. (2019). Цифровая трансформация экономики: государство, бизнес, общество: коллективная монография. ТЕИС.
7. Лапидус, Л. В., Сорокина, Л. А., & Гостилович, А. О. (2020). Осведомленность поколения Z о технологиях цифровой трансформации бизнеса в условиях технологического сдвига. Ars Administrandi (Искусство управления), 4, 618–638. https://doi.org/10.17072/2218917320204618638.
8. Лымарь, Е. Н. (2018). Экономика совместного потребления в современной России. Вестник ЧелГУ, 12 (422), 67–72. https://doi.org/10.24411/19942796201811207.
9. Маркеева, А. В. (2017). Экономика участия (sharing economy): проблемы и перспективы развития. Инновации, 8 (226), 73–79.
10. Орлова, Г. А., & Зеленюк, А. Н. (2016). Развитие «Долевой» экономики. Российский внешнеэкономический вестник, 8, 3–11.
11. Пороховский, А. А. (2005). О российской модели рыночной экономики. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 1, 27–40.
12. РБК (31.07.2020). Дайджест шеринга № 15. Дата обращения 30.09.2020, https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5f2408169a7947e576fe6c26.
13. РБК. (11.06.2020). Глава BlaBlaCar о влиянии пандемии на шеринг. Дата обращения: 30.09.2020, https://trends.rbc.ru/trends/sharing/5ee12a989a7947e22ee93063.
14. Российская ассоциация электронных коммуникаций. (2021). Экономика совместного потребления в России 2020. Дата обращения: 25.07.2021, https://tiarcenter.com/wp-content/uploads/2021/02/TIARRAEC_Sharing-Economy-2020.pdf.
15. Талер, Р. (2020). Новая поведенческая экономика: почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать: пер. с англ. А. Прохоровой. Эксмо.
16. Толкачев, С. А., Михайлова, П. Ю., & Нартова, Е. Н. (2017). Цифровая трансформация производства на основе промышленного интернета вещей. Экономическое возрождение России, 3 (53), 79–89.
17. Шерешева, М. Ю., & Кацони В. (2019). Экономика совместного потребления в индустрии гостеприимства и туризма. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 1, 71–89.
18. Benkler, Y. (2004). Sharing Nicely: On Shareable Goods and the Emergence of Sharing as a Modality of Economic Production. The Yale Law Journal, 114, 273–285.
19. Botsman, R., Rogers, R. (2010). What is mine is yours: the rise of collaborative consumption. HarperBusiness.
20. Kreiczer-Levy, S. (2015). Consumption Property in the Sharing Economy. Pepperdine Law Review.
21. Rifkin, J. (2001). The age of access: the new culture of hyper capitalism where all of life is a paid-for experience. TarcherPerigee.
22. Schor, J. (2016). Debating the Sharing Economy. Journal of Self-Governance and Management Economics, 4 (3), 7–22.
23. World Inequality Lab (2018). Доклад о неравенстве в мире 2018. Retrieved July 31, 2021, from https://wir2018.wid.world/files/download/wir2018-summary-russian.pdf.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Кононкова Н.П., Михайленко Д.А. ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ: ОСНОВЫ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022;(1):133-153. https://doi.org/10.38050/01300105202217
For citation:
Kononkova N.P., Mikhailenko D.A. SHARING ECONOMY: THE BASICS OF MARKET RELATIONS IN NEW ECONOMIC REALITY. Moscow University Economics Bulletin. 2022;(1):133-153. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202217