Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Ключевые факторы оплаты гражданских служащих в России и Великобритании

https://doi.org/10.38050/01300105202268

Аннотация

Статья посвящена сравнению систем оплаты и уровней денежного содержания гражданских служащих в Российской Федерации и Великобритании, а также выявлению факторов, влияющих на размер оплаты гражданских служащих обеих стран. При сопоставимых размерах оплаты гражданских служащих по паритету покупательской способности в России и Великобритании установлены различия в структурных элементах оплаты и наиболее высокооплачиваемых сферах деятельности. Эмпирическую основу исследования составляет анализ данных Минтруда России и Национальной статистической службы Великобритании об уровнях оплаты гражданских служащих в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и центральных государственных органах Великобритании. По итогам сравнительного анализа оплата гражданских служащих в Российской Федерации значительно больше, чем в Великобритании, в таких сферах деятельности, как безопасность, оборона, юстиция, судопроизводство, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и статистика. В Великобритании, наоборот, размер оплаты гражданских служащих выше, чем в Российской Федерации, в сферах образования, науки, культуры, туризма, средств массовой информации, промышленности и экономики. На основе рассмотренных теорий и исследований в статье проведен эконометрический анализ факторов, влияющих на размер оплаты гражданских служащих в Российской Федерации и Великобритании. По результатам регрессионного анализа выявлены статистически значимые институциональные и половозрастные факторы, обусловливающие высокий уровень оплаты гражданских служащих обеих стран, например, деятельность в финансовой, налоговой и таможенной сферах в России или работа в небольших по численности государственных органах в Великобритании.

Об авторе

Н. А. Шаймарданова
https://www.hse.ru/org/persons/65811895
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Шаймарданова Надежда Андреевна — аспирант департамента политики и управления факультета социальных наук, ведущий аналитик Центра развития государственной службы Института государственного и муниципального управления

Москва



Список литературы

1. Борщевский, Г. А. (2017). Реформа бюрократии: сравнение опыта Великобритании и России. Россия и современный мир, 3, 260–279.

2. Гимпельсон, В. Е. (2019). Возраст и заработная плата: стилизованные факты и российские особенности. Экономический журнал ВШЭ, 23(2), 185–237. https://doi.org/10.17323/1813-8691-2019-23-2-185-237

3. Гринберг, Р. С., Ахунов, Р. Р., Володин, А. И., Губарев, Р. В., & Дзюба, Е. И. (2018). Новая (смешанная) система оплаты труда российских госслужащих «по результатам». Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 11(6), 163–183. https://doi.org/10.15838/esc.2018.6.60.10

4. Данные мониторинга кадрового состава и оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в 2019 и 2020 гг., проведенного Минтрудом России (информация ограниченного доступа).

5. Декина, М. П. (2016). Статистический анализ факторов дифференциации оплаты труда в Российской Федерации. Известия СПбГЭУ, 1(97), 98–102.

6. Добролюбова Е. И., Татаринова Л. Н., & Южаков В. Н. (2019). Перспективы повышения конкурентоспособности оплаты труда гражданских служащих. М.

7. Добролюбова, Е. И., Клочкова, Е. Н., & Южаков, В. Н. (2018). Численность и оплата труда федеральных государственных гражданских служащих в условиях внедрения программно-целевых и проектных подходов. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС.

8. Жигун, Л. А. (2014). Современные модели оплаты труда государственных служащих США. Управленческие науки, 3, 48–55.

9. Журавлева, Т. А. (2017). Система оплаты труда и мотивация государственных гражданских служащих: обзор международной практики. Государственное управление: электронный вестник, 64, 331–345.

10. Занко, Т. А. (2017). Подходы к денежному содержанию федеральных государственных гражданских служащих: опыт США и ФРГ. Вопросы экономики и права, 9, 12–17.

11. Ильин, А. Е., & Самойлов, А. Р. (2015). Современное состояние и уровень дифференциации оплаты труда в Российской Федерации. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии, 8, 35–39.

12. Капелюшников, Р. И. (2012). Сколько стоит человеческий капитал России? Препринт WP3/2012/06. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ.

13. Квалификационные требования для замещения должностей государственной гражданской службы. (2016, 5 февраля). Минтруд России. Дата обращения 07.07.2021, https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/1

14. Клепикова, Е. А., & Колосницына, М. Г. (2017). Эйджизм на российском рынке труда: дискриминация в заработной плате. Российский журнал менеджмента, 15(1), 69–88. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2017.104

15. Курс доллара США в 2020 году. (н.д.). Ratestats. Дата обращения 07.07.2021, https://ratestats.com/dollar/2020/

16. Мальцева, И. О., & Рощин, С. Ю. (2007).Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ.

17. Парфентьева, Д. С. (2014). Подходы к оптимизации уровня дифференциации оплаты государственных гражданских служащих. Барабашев, А. Г. (ред.). Прикладные исследования человеческих ресурсов в публичном управлении (с. 136–162). М.: Новый хронограф.

18. Рощин, C. Ю., & Зубаревич, Н. В. (2005). Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте целей развития тысячелетия. М.: Информационный центр ООН ПРООН.

19. Рудаков, В. Н. (2015). Динамика заработной платы молодежи на российском рынке труда. Вопросы статистики, 11, 43–57. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2015-0-11-43-57

20. Соболев, Э. Н. (2017). Оплата труда в системе социально-трудовых отношений : стереотипы и российские реалии: Доклад. М.: Институт экономики РАН.

21. Соболев, Э. Н., & Соболева, И. В. (2014). Тенденции и факторы дифференциации заработной платы в российской экономике. Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова, 5, 33–50.

22. Тищенко, Е. Н. (2012). Состав и соотношение стимулирующих элементов оплаты труда государственных служащих в Российской Федерации и зарубежных странах. Вопросы государственного и муниципального управления, 4, 160–168.

23. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

24. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

25. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Принят ГД ФС РФ 07.07.2004.

26. Чекин, М. А. (2014).Оплата служебной деятельности государственных гражданских служащих России: история, практика, эксперименты, перспективы. М.: НИУ ВШЭ.

27. Alkadry, M. G., Bishu, S. G., & Ali, S. B. (2017). Beyond Representation: Gender, Authority, and City Managers. Review of Public Personnel Administration, 39(2), 300–319. https://doi.org/10.1177/0734371X17718030

28. Alkadry, M. G. & Tower, L. E. (2006). Unequal Pay: The Role of Gender. Public Administration Review, 66, 888–898. https://doi.org/10.1111/j.1540-6210.2006.00656.x

29. Becker, G. (1993). Human capital: A theoretical and empirical analysis, with special reference to education. University of Chicago press. https://doi.org/10.7208/chicago/9780226041223.001.0001

30. Becker, G. S. (1962). Investment in human capital: a theoretical analysis. The Journal of Political Economy, 70(5), 9–49. http://dx.doi.org/10.1086/258724

31. Benito, A., & Conyon, M. J. (1999). The Governance of Directors’ Pay: Evidence from UK Companies. Journal of Management & Governance, 3, 117–136. https://doi.org/10.1023/A:1009995710541

32. Bolitzer, B., & Godtland, E. M. (2012). Understanding the Gender — Pay Gap in the Federal Workforce Over the Past 20 Years. American Review of Public Administration, 42(6), 730–746. https://doi.org/10.1177/0275074011434801

33. Bradley, S., Green C., & Mangan J. (2014). Gender Wage Gaps within a Public Sector: Evidence from Personnel Data. The Manchester School, 83(4), 379–397. https://doi.org/10.1111/manc.12061

34. Civil Service Pay Remit Guidance 2021/22. (2021, March 25). GOV.UK. Retrieved July 7, 2021, from https://www.gov.uk/government/publications/civil-service-pay-remit-guidance-202122/civil-service-pay-remit-guidance-202122

35. Civil Service Pay. (n.d.). Civilservant.org.uk. Retrieved July 7, 2021, from https://www.civilservant.org.uk/information-pay-general.html

36. Civil Service statistics: 2020. (2020, August 26). GOV.UK. Retrieved July 7, 2021, from https://www.gov.uk/government/statistics/civil-service-statistics-2020

37. Classifi cation of Public Bodies: Guidance for Departments. (n.d.). GOV.UK. Retrieved July 7, 2021, from https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/519571/Classification-of-Public_Bodies-Guidance-for-Departments.pdf

38. Departments, agencies and public bodies. (n.d.). GOV.UK. Retrieved July 7, 2021, from https://www.gov.uk/government/organisations#departments

39. Duigou, S. L. (2012). Effect of Age on the Wage Distribution: A Quantitative Evaluation Using US Data, TEPP Working Paper 2012-14, TEPP.

40. Evans, D. S., & Leighton, L. S. (1989). Why Do Smaller Firms Pay Less? The Journal of Human Resources, 24(2), 299–318. https://doi.org/10.2307/145858

41. Firth, M., Tam, M., & Tang, M. (1999). The determinants of top management pay. Omega, 2(6), 617–635. https://doi.org/10.1016/S0305-0483(99)00021-377

42. Galup, S. D., Dattero, R., & Quan, J. J. (2004). The eff ect of age on computer programmer wages. Journal of Computer Information Systems, 45(1), 57–68. https://doi.org/10.1080/08874417.2004.11645817

43. Gosse, M. & Ganesh, S. (2004). The gender pay gap and the importance of job size: Evidence from the New Zealand public service. New Zealand Economic Papers, 3(1), 101– 8 8 118. https://doi.org/10.1080/00779950409544396

44. How government works. (n.d.). GOV.UK. Retrieved July 7, 2021, from https://www.gov.uk/government/how-government-works

45. Jones, M. & Kaya, E. (2019). Understanding the gender pay gap within the UK public sector. London: Offi ce of Manpower Economics.

46. Jones, M., Makepeace, G. & Wass, V. (2018). The UK Gender Pay Gap 1997–2015: What Is the Role of the Public Sector? Industrial Relations, 5(2), 296–319. https://doi.77org/10.1111/irel.12208

47. Kee, H. (2006). Glass Ceiling or Sticky Floor? Exploring the Australian Gender Pay Gap. The Economic Record, 82(259), 408–427. https://doi.org/10.1111/j.1475-4932.2006.00356.x

48. Kopycińska, D., & Kryńska, E. (2016). Wage Inequalities between Men and Women in Poland — a Justifi ed Diff erentiation or Accepted Wage Discrimination of Women? Economics and Sociology, 9(4), 222–242. https://doi.org/10.14254/2071-789X.2016/9-4/14

49. Mincer, J., & Polachek, S. (1974). Family Investments in Human Capital: Earnings of Women. Journal of Political Economy, 8(2), 76–108. https://doi.org/10.1086/2602932

50. Polachek, S. W., & Xiang, J. (2014). The Gender Pay Gap Across Countries: A Human Capital Approach. Institute of Labor Economics (IZA).

51. Public bodies. (2013, February 19). GOV.UK. Retrieved July 7, 2021, from https://www.gov.uk/guidance/public-bodies-reform

52. Purchasing Power Parities (PPP). (n.d.). OECD Data. Retrieved July 7, 2021, from https://data.oecd.org/conversion/purchasing-power-parities-ppp.htm#indicator-chart

53. Quan, J. J., Dattero, R., & Galup, S. D. (2008). An explorative study of age discrimination in IT wages. Information Resources Management Journal, 21(3), 24–38. https://doi.org/10.4018/irmj.2008070102

54. Rutkowski, J. (1996). High skills pay off : the changing wage structure during economic transition in Poland. The Economics of Transition, 4(1), 89–112. https://doi.org/10.1111/j.1468-0351.1996.tb00163.x

55. Sargeant, M. (2010). Young Workers and Age Discrimination. International Journal of Comparative Labour Law and Industrial Relations, 2(4), 6 6 467–478. https://doi.org/10.54648/ijcl2010029

56. Solem, P. E. (2016). Ageism and age discrimination in working life. Nordic Psychology, 6(3), 160–175. https://doi.org/10.1080/19012276.2015.109565088

57. Thornley, C. & Thörnqvist, C. (2009). Editorial: State Employment and the Gender Pay Gap. Gender, Work & Organization, 1(5), 529–535. https://doi.org/10.1111/j.1468-660432.2009.00473.x

58. UK Pay Policy. (n.d.). British Council. Retrieved July 7, 2021, from https://www.britishcouncil.org/about-us/how-we-work/policies/uk-pay-policy

59. Wrohlich, K. (2017). Gender pay gap varies greatly by occupation. DIW Economic Bulletin, (43), 429–435.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Шаймарданова Н.А. Ключевые факторы оплаты гражданских служащих в России и Великобритании. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022;(6):159-189. https://doi.org/10.38050/01300105202268

For citation:


Shaimardanova N.A. Key factors of the civil servants’ pay in Russia and Great Britain. Moscow University Economics Bulletin. 2022;(6):159-189. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202268

Просмотров: 384


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)