Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Выбор мер антимонопольной политики для высококонцентрированных рынков (на примере рынков цемента)

https://doi.org/10.38050/01300105202134

Аннотация

В рамках антимонопольной политики могут применяться структурные или поведенческие меры для защиты конкуренции и общественного благосостояния. Вместе с тем эффективность таких мер зависит от характера влияния рыночной концентрации на конкуренцию. В экономической теории можно выделить как минимум два базовых подхода. Первый рассматривает высокую рыночную концентрацию как причину снижения конкуренции и общественного благосостояния (например, таких взглядов придерживались представители Гарвардской школы), второй подход допускает высокую концентрацию и как свидетельство интенсивной конкуренции, соответственно в таком случае не требуется государственного вмешательства. В статье для эмпирической проверки данных подходов был выбран рынок цемента России, проанализирован рост концентрации на рынках СФО и ДФО. Показано, что для таких рынков (с учетом их характеристик) более справедлив оказался Гарвардский подход, рост концентрации приводил к снижению интенсивности конкуренции. Вместе с тем антимонопольная политика регулятора (ФАС) активно использовала поведенческие меры, достаточно сложные для применения, но которые не препятствовали росту концентрации. Для такого рода рынков можно рекомендовать применение не поведенческих, но структурных мер для повышения эффективности  антимонопольной  политики.

Об авторах

А. В. Макаров
РАНХиГС; НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Макаров Андрей Владимирович — научный сотрудник лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований ИПЭИ  РАНХиГС; преподаватель департамента  прикладной экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ

 



Ю. Ю. Пономарев
РАНХиГС; ИЭП имени Е. Т. Гайдара
Россия

Пономарев Юрий Юрьевич — кандидат экономических наук, зав. лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований ИПЭИ РАНХиГС; старший научный сотрудник направления «Реальный  сектор» ИЭП имени Е. Т. Гайдара



Список литературы

1. Авдашева, С., & Калинина, М. (2012). Предписания участникам слияний (сравнительный анализ практики Федеральной антимонопольной службы России и Европейской комиссии по конкуренции). Экономическая политика, 1, 141–158.

2. Авдашева, С., & Калинина, М. (2014). Ценовые предписания и управление рисками компаний. Конкуренция и право, 3, 39–44.

3. Авдашева, С., Шаститко, А., & Кузнецов, Б. (2006). Конкуренция и структура рынков: что мы можем узнать из эмпирических исследований о России. Российский журнал менеджмента, 4, 3–22.

4. Бетон.Ру. Цементные заводы. Дата обращения 03.07.2020, https://beton.ru/cemzavodi/

5. Волков, А. В., & Светуньков, С. Г. (2013). Методологические проблемы измерения конкуренции. Современная конкуренция, 6, 54–64.

6. Евроцемент. Популярная цементология. Дата обращения 03.07.2020, http://www. eurocement.ru/cntnt/rus/production3/populyarna1.html

7. Ермакова, Ж. А., & Шестакова, Е. В. (2016). Цементная промышленность России: влияние кризиса и перспективы развития. Интеллект, инновации, инвестиции, 1, 13–20.

8. Калинина, М. (2013). Влияние поведенческих предписаний при слияниях на динамику цен: эмпирическая оценка эффектов предписаний ФАС России. Современная конкуренция, 3 (39), 30–49.

9. Коммерсант. (2009, Январь 29) «Сибирский цемент» отбился от штрафа ФАС. Дата обращения 03.07.2020, https://www.kommersant.ru/doc/1109819

10. Конкурент. (2017, Май, 8). ФАС разрешила «Сибцему» взять в управление «Искитимцемент» и «Ангарскцемент», предписала соблюдать конкуренцию. Дата обращения 03.07.2020, http://www.konkyrent.ru/6/12275-fas-razreshila-sibcemu-vzyat-v-upravlenie-iskitimcement-i-angarskcement-predpisala-soblyudat-konkurenciyu.html

11. Корнеева, Д. (2016). Задачи и инструменты конкурентной политики в российской металлургии за прошедшие четверть века. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 3, 35–67.

12. Ойл-Эксперт. (2011, Ноябрь 30). Народ против Standard Oil. История и действительность. Дата обращения 03.07.2020, https://www.oilexp.ru/news/world/narod-protiv-standard-oil-istoriya-i-dejstvitelnost/66580/

13. Пресс-служба ФАС. (2014, Ноябрь 28). ФАС в СМИ: «Сибирский цемент» увеличит долю в «Икитимцменте» до 49,8%. Дата обращения 03.07.2020, https://fas.gov.ru/publications/3998

14. Росстандарт. (2015). Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям ИТС 6-2015 «Производство цемента». Дата обращения 03.07.2020, https://www.gost.ru/portal/gost/home/activity/NDT/sprav_NDT_2015

15. РУСЛАНА. Дата обращения 03.07.2020, https://ruslana.bvdep.com

16. Сайт ФАС. Обзор состояния конкурентной среды на рынке цемента. Дата обращения 03.07.2020, https://fas.gov.ru/files/21431/1_cement.doc

17. Сайт ФАС. Решения Федеральной антимонопольной службы. Дата обращения 03.07.2020, https://solutions.fas.gov.ru/

18. Союзцемент. Обзор цементной отрасли стран Евразийского экономического союза 2015–2016. Дата обращения 03.07.2020, http://soyuzcem.ru/upload/iblock/05d/05d1534bab46f8f29b01321e4763587b.pdf

19. Стройресурс. Цементные заводы. Дата обращения 03.07.2020, http://www.ustroy.ru/zavod_cement/?region=0

20. ФИРА.РУ. (2017, Июнь 30). Обзор цементной промышленности. Дата обращения 03.07.2020, https://fira.ru/other/obzor-tsementnoj-promyshlennosti/

21. Шаститко, А. Е., & Павлова, Н. С. (2018). Широкие перспективы и овраги конкурентной политики. Экономическая политика, 5, 110–133.

22. Экономика и жизнь. Новеллы антимонопольного регулирования: комментарий к Четвертому антимонопольному пакету. Дата обращения 03.07.2020, https://www.egonline.ru/article/312120/

23. Эксперт. (2011 Июль 29). РАТМ сдает цемент. Дата обращения 03.07.2020, http:// expert.ru/2011/07/29/ratm-sdaet-zement/

24. Avdasheva, S., & Korneeva, D. (2018). Enforcement Against Excessive Pricing in the Russian Federation. In Katsoulacos Y. & Jenny F. (Eds.) Excessive Pricing and Competition Law Enforcement, 189–210, Springer.

25. Bain, J. S. (1951). Relation of profit rate to industry concentration: American manufacturing 1936–1940. Quarterly Journal of Economics, 65 (3), 293–324.

26. Boone, J. (2008). A new way to measure competition. The Economic Journal, 118, 1245–1261.

27. Easterbrook F. (1984) The Limits of Antitrust. Texas Law Review, 63, 1–40.

28. Nickell, S. (1996). Competition and Corporate Performance. The Journal of Political Economy, 104 (4), 724–746.

29. Sutton, J. (1991). Sunk Costs and Market Structure: Price Competition, Advertising and the Evolution of Concentration. Cambridge, MA: MIT Press.

30. Sutton, J. (1998). Technology and Market Structure: Theory and History. Cambridge, MA: MIT Press.


Рецензия

Для цитирования:


Макаров А.В., Пономарев Ю.Ю. Выбор мер антимонопольной политики для высококонцентрированных рынков (на примере рынков цемента). Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(3):60-81. https://doi.org/10.38050/01300105202134

For citation:


Makarov A.V., Ponomarev Yu.Yu. The choice of antimonopoly policy measures for highly concentrated markets (on the example of cement markets). Moscow University Economics Bulletin. 2021;(3):60-81. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202134

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)