Стратегические группы на рынке бизнес-образования: предпосылки формирования и подходы к классификации
https://doi.org/10.38050/01300105202136
Аннотация
Статья посвящена проблеме выявления стратегических групп на рынке бизнес-образования. Авторами проведен систематический обзор публикаций по теме. Объект исследования в этих работах — развитые рынки бизнес-образования США и Западной Европы, предмет исследования — группы относительно однородных учреждений образования, демонстрирующих близкое стратегическое поведение (для их обозначения используется термин «стратегические группы»). Разделение участников рынка на стратегические группы для исследователей является основой для выявления факторов эффективности в соответствующих группах, а для руководителей учреждений образования и регуляторов рынка — предпосылкой построения содержательно интерпретируемых ранкингов (упорядоченных приоритетных списков) и рейтингов (сравнительных числовых оценок) школ. Целью работы является выявление тенденций в изменении подходов к группировке школ и факторов, которые кладутся в ее основу. Результаты анализа свидетельствуют о том, что имеет место перенос исследователями акцента с характеристик предлагаемых школами образовательных программ на позиционирование школ в широкой социальной и образовательной среде. Уровень стратегического анализа при этом растет, но обсуждение темы остается фрагментированным и охватывает лишь часть рынков бизнес-образования.
Об авторах
О. Э. ТищенкоРоссия
Тищенко Ольга Эдуардовна — преподаватель департамента стратегического и международного менеджмента
Москва
Н. Б. Филинов-Чернышев
Россия
Филинов-Чернышев Николай Борисович — кандидат экономических наук, профессор департамента стратегического и международного менеджмента
Москва
Список литературы
1. Герасименко, В. В. (2014). Переосмысление управленческого образования: поиск междисциплинарных подходов. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2, 85–98.
2. РСПП (2020). Доклад Российского союза промышленников и предпринимателей о состоянии делового климата в 2019–2020 годах. Дата обращения 01.03.2021, https://media.rspp.ru/document/1/6/b/6b6d743e7a310df19cdeb950c30f9c98.pdf
3. Шарова, С. (2018). Влияние развития бизнес-образования на инновационную активность предприятий. Creative Economy, 12, 641–650.
4. Adam, A. K. (2016). Strategy and Success Factors of Business Schools (1st ed. 2016 ed.). Springer Gabler.
5. Altbach, P. G., Reisberg, L., & Rumbley, L. E. (2009). Trends in global higher education: Tracking an academic revolution. A report prepared for the UNESCO 2009 world conference on higher Education. https://doi.org/10.1080/00091381003590845.
6. Baden-Fuller, C., Ravazzolo, F., & Schweizer, T. (2000). Making and measuring reputations: The research ranking of European business schools. Long Range Planning, 33(5), 621–650. https://doi.org/10.1016/s0024-6301(00)00064-9
7. Bain, J. S. (1951). Relation of Profit Rate to Industry Concentration: American Manufacturing 1936-1940. Quarterly Journal of Economics, Vol. 65, 293–324.
8. Bain, J. S. (1956). Barriers to New Competition. Cambridge: Harvard University Press.
9. Bastedo, M. N., & Bowman, N. A. (2010). The U. S. News and World Report college rankings: Modeling institutional effects on organizational reputation. American Journal of Education, 116, 163–184.
10. Cyert, R. M., & March, J. G. A Behavioral Theory of the Firm. Prentice Hall: Englewood Cliffs, 1963.
11. Dameron, St., & Durand, Th. (2008). The Future of Management Education: Vol. 2: Differentiation Strategies for Business Schools. Palgrave Macmillan UK.
12. Deephouse D. L., & Suchman M. C. (2008). Legitimacy in organizational institutionalism. In Greenwood, R., Oliver, C., Sahlin, K. and Suddaby R. (Eds). The SAGE Handbook of Organizational Institutionalism. London: SAGE.
13. DiMaggio, P. J., & Powell, W. W. (1983). The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality in Organizational Fields. American Sociological Review, 48(2), 147–160. https://doi.org/10.2307/2095101
14. Dumitru, V. F., Stanciu, A., Dumitru, M., & Feleaga, L. (2014). Pressure and isomorphism in business education. Amfiteatru Economic, 16(37), 784–799.
15. Dornier, R., Selmi, N., & Delécolle, T. (2012). Strategic Groups Structure, Positioning of the Firm and Performance: A Review of Literature. International Business Research, 5(2). https://doi.org/10.5539/ibr.v5n2p27
16. Ehrenberg, R. G. (2003). Reaching for the Brass Ring: The U. S. News & World Report Rankings and Competition. The Review of Higher Education, 26(2), 145–162. https://doi. org/10.1353/rhe.2002.0032
17. Glick, W., Tsui, A., & Davis, G. (2018). The Moral Dilemma of Business Research. Retrieved February 28, 2021, from https://bized.aacsb.edu/articles/2018/05/the-moraldilemma-of-business-research
18. EFMD (2019). EQUIS Standards & criteria. Retrieved February 28, 2021, from https:// efmdglobal.org/wp-content/uploads/EFMD_Global-EQUIS_Standards_and_Criteria.pdf
19. Hazelkorn, E. (2015). Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence. Dordrech Springer.
20. Hannan, M. T., & Freeman, J. (1977). The population ecology of organizations. American Journal of Sociology, Vol. 82, 929–964.
21. Hubbard, G. (2019). The Real Value of Business Schools, BizEd, AACSB, № 3. [Online]. Retrieved August 12, 2020, from https://bized.aacsb.edu/articles/2019/may/the-real-valueof-business-schools (Accessed: 12/08/2020).
22. Hunt, M. (1972). Competition in the Major Home Appliance Industry. Doctoral dissertation. Harvard: Harvard University.
23. Force, T. (2012). Impact of Research. Final Report of the AACSB International. Retrieved February 28, 2021, from https://www.aacsb.edu/-/media/aacsb/publications/research-reports/impact-of-research.ashx?la=en&hash=1B11EFEF16F3694F0FDB1A3DD4D6E4301DF7DC28.
24. Kedia, B., & Englis, P. (2011). Internationalizing Business Education for Globally Competent Managers. Journal of Teaching in International Business, 22, 13–28.
25. Kehm, B., Stensaker, B. (2009). University Rankings, Diversity, and the New Landscape of Higher Education. Series: Global perspectives on higher education. Sense Publishers: Rotterdam.
26. Larson, M. S. (1997). The rise of professionalism: a sociological analysis. Berkeley: University of California Press.
27. Labianca, G., Fairbank, J. F., Thomas, J. B., Gioia, D. A., & Umphress, E. E. (2001). Emulation in Academia: Balancing Structure and Identity. Organization Science, 12 (3), 312– 330.
28. Lamb, P., & Currie, G. (2011). Eclipsing adaptation: The translation of the US MBA model in China. Management Learning, 43(2), 217–230.
29. Lorange P. (2005). Strategy means choice: Also for today's business school. Journal of Management Development, 24 (9), 783–791.
30. March, J. G., & Olsen, J. P. (1976). Ambiguity and Choice in Organizations. American Journal of Sociology, 84, 765–767.
31. Müller, F. (2016). European Part Time MBA programs. An analysis of competitive strategies, competition and performance differences. Doctoral dissertation. Oviedo: University of Oviedo.
32. Navarro, P. (2008). The MBA Core Curricula of Top-Ranked U. S. Business Schools: A Study in Failure? Academy of Management Learning & Education, 7(1), 108–123.
33. Paucar-Caceres, A. (2008). Mapping the structure of MBA (AMBA-accredited) programmes in the UK and France. International Journal of Educational Management, 22(2), 184–209. https://doi.org/10.1108/09513540810853576
34. Paucar-Caceres, A., & Thorpe, R. (2005). Mapping the structure of MBA programmes: a comparative study of the structure of accredited AMBA programmes in the United Kingdom. Journal of the Operational Research Society, 56(1), 25–38. https://doi.org/10.1057/palgrave.jors.2601820
35. Pfeffer, J., & Salancik, G. R. (1978). The External Control of Organizations: A Resource Dependence Perspective. Harper & Row: New York.
36. Porter, M. E. (1980). Competitive Strategy: Techniques for analyzing industries and competitors. New York.
37. Pucciarelli, F., & Kaplan, A. (2016). Competition and strategies in higher education: managing complexity and uncertainty. Business Horizons, 59, 311–320.
38. Purushottam, N., & Rwelamila, P. M. (2011). Issues and strategies in management education: A South African Perspective. Management Education in 2020: Issues, Challenges, and Opportunities. Proceedings of Eighth AIMS International Conference on Management, Indian Institute of Management, Ahmadabad, India.
39. Pucciarelli, F., & Kaplan, A. (2016). Competition and strategy in higher education: Managing complexity and uncertainty. Business Horizons, 59(3), 311–320. https://doi.org/10.1016/j.bushor.2016.01.003
40. Ramaswamy, K., & Li, M. (1997). Strategic Change among U. S. Business Schools: A Strategic Group Analysis. Journal of Education for Business, 72(6), 343–347. https://doi.org/10.1080/08832323.1997.10116868
41. Riesman, D. (1958). Constraint and Variety in American Education. Generic.
42. Saginova, O., & Belyansky, V. (2008). Facilitating innovations in higher education in transition economies. International Journal of Educational Management, 22(4), 341–351. https://doi.org/10.1108/09513540810875671
43. Sauder, M., & Espeland, W. N. (2009). The Discipline of Rankings: Tight Coupling and Organizational Change. American Sociological Review, 74(1), 63–82. https://doi.org/10.1177/000312240907400104
44. Segev, E., Raveh, A., & Farjoun, M. (1999). Conceptual maps of the leading MBA programs in the United States: core courses, concentration areas, and the ranking of the school. Strategic Management Journal, 20(6), 549–565.
45. Simons, R. (2013). The Business of Business Schools: Restoring a Focus on Competing to Win. SSRN Electronic Journal. Published. https://doi.org/10.2139/ssrn.2084423
46. Stensaker, B., Lee, J. J., Rhoades, G., Ghosh, S., Castiello-Gutiérrez, S., Vance, H., Çalıkoğlu, A., Kramer, V., Liu, S., Marei, M. S., O’Toole, L., Pavlyutkin, I., & Peel, C. (2018). Stratified University Strategies: The Shaping of Institutional Legitimacy in a Global Perspective. The Journal of Higher Education, 90(4), 539–562. https://doi.org/10.1080/0022 1546.2018.1513306
47. Suchman, M. C. (1995). Managing Legitimacy: Strategic and Institutional Approaches. The Academy of Management Review, 20(3), 571. https://doi.org/10.2307/258788
48. Thomas, H., & Li, X. (2009). Mapping globally branded business schools: a strategic positioning analysis. Management Decision, 47(9), 1420–1440. https://doi.org/10.1108/00251740910995639
49. UNESCO, Altbach, P. G., Reisberg, L., & Rumbley, L. E. (2009). Trends in global higher education: Tracking an academic revolution. A report prepared for the UNESCO 2009 world conference on higher Education. https://doi.org/10.1080/00091381003590845.
50. Vidaver-Cohen, D. (2007). Reputation Beyond the Rankings: A Conceptual Framework for Business School Research. Corporate Reputation Review, 10(4), 278–304. https://doi.org/10.1057/palgrave.crr.1550055
Рецензия
Для цитирования:
Тищенко О.Э., Филинов-Чернышев Н.Б. Стратегические группы на рынке бизнес-образования: предпосылки формирования и подходы к классификации. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(3):106-129. https://doi.org/10.38050/01300105202136
For citation:
Tishchenko O.E., Filinov-Chernushev N.B. Strategic groups in the business school market: formation prerequisites and classification approaches. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(3):106-129. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202136