Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Социокультурные особенности регионов России: общее и различия

https://doi.org/10.38050/01300105202152

Полный текст:

Аннотация

Существуют многочисленные свидетельства связи между культурой (или социокультурными характеристиками, под которыми в данной статье понимаются ценности и поведенческие установки, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени) и экономическим и инновационным развитием. Большинство социокультурных исследований на настоящий момент проведено на уровне стран.
В то же время остается недоисследованным вопрос о существовании межрегиональных культурных различий, особенно внутри стран, обладающих большой территорией и значительным этническим и социально-экономическим разнообразием (в частности — в России). Цель данной статьи – определить наличие или отсутствие различий в социокультурных характеристиках по Г. Хофстеде между отдельными регионами России. В качестве эмпирической базы используются данные репрезентативных социологических опросов в 14 регионах России, собранные Институтом национальных проектов (ИНП) и Российской венчурной компанией (РВК) в 2018–2020 гг. Результаты эконометрического анализа («экологический подход») и однофакторного дисперсионного анализа показали существование социокультурных различий по методике Г. Хофстеде между российскими регионами по показателям индивидуализма и дистанции власти (относительно более выражены) и по избеганию неопределенности и долгосрочной ориентации (относительно менее выражены). По характеристике маскулинности статистически значимые различия между регионами исследования не обнаружены. Регионы группируются в кластеры по социокультурным признакам, при этом тяготение конкретных регионов друг к другу не объясняется по отдельности географическими, социально-экономическими или этническими факторами. Полученные результаты могут быть полезны при анализе социокультурных «драйверов» и барьеров развития регионов, а также при институциональном проектировании, повышении эффективности работы формальных институтов за счет учета социокультурных особенностей жителей разных регионов.

Об авторах

А. И. Бахтигараева
Институт национальных проектов
Россия

Бахтигараева Асия Инсуровна — ведущий специалист научно-методического отдела

Москва



В. А. Брызгалин
МГУ имени М. В. Ломоносова; Институт национальных проектов
Россия

Брызгалин Виктор Аркадьевич — ведущий специалист отдела прикладных исследований; ассистент, экономический факультет

Москва



Е. Н. Никишина
МГУ имени М. В. Ломоносова; Институт национальных проектов
Россия

Никишина Елена Николаевна — к.э.н., доцент экономического факультета; директор по стратегическому развитию

Москва



Н. А. Припузова
Институт национальных проектов
Россия

Припузова Надежда Анатольевна — генеральный директор

Москва



Список литературы

1. Антонов, Е.В., Аузан, А.А., Брызгалин, В.А., Вороненко, В.А., Золотов, А.В., Никишина, Е. Н., Припузова, Н.А., & Трухачев, С.А. (2019). Социокультурные факторы инновационной активности населения. М.: Институт национальных проектов; Российская венчурная компания.

2. Аузан, А.А., Авдиенкова, М.А., Андреева, Д.А., Бахтигараева, А. И., Брызгалин, В.А., Бутаева, К. О., Вебер, Ш., Давыдов, Д.В., Золотов, А.В., Никитин, К. М., Никишина, Е. Н., Припузова, Н.А., & Ставинская, А.А. (2017). Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ. М.: Центр стратегических разработок.

3. Аузан, А.А., Бахтигараева, А. И., Брызгалин, В.А., Золотов, А.В., Никишина, Е. Н., Припузова, Н.А., & Ставинская, А.А. (2020). Социокультурные факторы в экономике: пройденные рубежи и актуальная повестка. Вопросы экономики, 7, 75–91.

4. Аузан А.А., & Никишина Е. Н. (2021) Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика — на культуру: курс лекций. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

5. Брызгалин, В.А., & Никишина, Е. Н. (2020). Существует ли региональная социокультурная специфика в России? Возможности использования социокультурного подхода в экономике. Вопросы экономики, 7, 108–126.

6. Григорьев, Л. М., Зубаревич, Н.В., Хасаев, Г. Р., Иванов, Д. С., Кондратьев, С.В., Салихов, М. Р., ... Шаститко, А.Е. (2011). Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации. ООО «ТЕИС».

7. Дубицкая, В. (2015). Капитализм под копирку: Иллюзии эффективных менеджеров. М.: Альпина Паблишер.

8. Зубаревич, Н.В. (2012). Современная Россия: география с арифметикой. Отечественные записки, 46(1), 55–64.

9. Лапин, Н. И., Беляева, Л.А., Бойко, И. И., Касавина, Н.А., Когай, Е.А., Пасовец, Ю. М., ... & Немировская, А.В. (2016). Атлас модернизации России и ее регионов: социоэкономические и социокультурные тенденции и проблемы. М.: Весь Мир.

10. Латов, Ю.В., & Латова Н.В. (2007). Открытия и парадоксы этнометрического анализа российской хозяйственной культуры по методике Г . Хофстеда. Мир России, 4, 43–72.

11. Латов, Ю.В., Латова, Н.В., & Николаева, С. И. (2005). Повседневная теневая экономика и национальная экономическая ментальность в современной России: взаимосвязь индексов Г. Хофстеда и индикаторов теневой экономической деятельности. М.: Директмедиа Паблишинг.

12. Лебедева, Н. М., & Ясин, Е. Г. (2009). Культура и инновации: к постановке проблемы. Форсайт, 3(2), 16–26.

13. РВК, ИНП (2020) Отношение населения к новым технологиям в период коронакризиса. Фрагмент исследовательского отчета. https://www.rvc.ru/upload/ iblock/fd8/RVC_attitudes_to_technologies_report2020_fragment.pdf.

14. Ядов В.А. (2002). Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества. Россия реформирующаяся, 2, 349–363.

15. Albert, S. M., & Duffy, J. (2012). Differences in risk aversion between young and older adults. Neuroscience and neuroeconomics, 1.

16. Algan Y, & Cahuc P. (2010). Inherited trust and growth. American Economic Review, 100(5), 2060–2092. https://doi.org/10.1257/aer.100.5.2060

17. Algan Y, & Cahuc P. (2014). Trust, Growth, and Well-Being: New Evidence and Policy Implications. Handbook of Economic Growth, 2, 49–120. https://doi.org/10.1016/B978-0-444-53538-2.00002-2

18. Beugelsdijk S, & Maseland R. (2010). Culture in economics: History, methodological reflections and contemporary applications. Cambridge University Press. https://doi.org/https://doi.org/10.1017/CBO9780511761539

19. Beugelsdijk S, Maseland R, & Van Hoorn A. (2015). Are Scores on Hofstede’s Dimensions of National Culture Stable over Time? A Cohort Analysis. Global Strategy Journal, 5(3), 223-240. https://doi.org/10.1002/gsj.1098

20. Beugelsdijk S, & Welzel C. (2018). Dimensions and dynamics of national culture: Synthesizing Hofstede with Inglehart. Journal of Cross-Cultural Psychology, 49(10), 1469–1505.

21. Chen Y, Podolski E J, & Veeraraghavan M. (2017). National culture and corporate innovation. Pacific-Basin Finance Journal, 43, 173–187. https://doi.org/https://doi.org/10.1016/j.pacfin.2017.04.006

22. Gorodnichenko Y, & Roland G. (2011). Which dimension of culture matter for long run economic growth? The American Economic Review, 101(3), 492–498. https://doi.org/10.1257/aer.101.3.492

23. Gorodnichenko Y, & Roland G. (2021). Culture, institutions and democratization. Public Choice, 187, 165–195. https://doi.org/10.1007/s11127-020-00811-8

24. Hofstede G. (2001). Culture’s consequences: Comparing values, behaviors and organisations across nations. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage.

25. Hofstede, G., Hofstede G. J., & Minkov M. (2010), Cultures and Organizations: Software of the Mind. Revised and expanded 3rd Edition. New York: McGraw-Hill USA.

26. Hofstede, G. (2013). Replicating and Extending Cross-National Value Studies: Rewards and Pitfalls — An Example from Middle East Studies. AIB Insights, 13(2), 5–7.

27. House, R. J., Hanges, P. J., Javidan, M., Dorfman, P. W., & Gupta, V. (eds.) (2004).

28. Culture, leadership, and organizations: The GLOBE study of 62 societies. Sage publications. Hofstede G., Garibaldi de Hilal A. V., Malvezzi S., Tanure B., & Vinken H. (2010).

29. Comparing regional cultures within a country: Lessons from Brazil. Journal of Cross-Cultural Psychology, 41(3), 336–352. https://doi.org/10.1177/0022022109359696

30. Maklasova, E., & Tatarko, A. (2019). The Interaction Of Climate And Economy As A Factor Of Collectivism In The Regions Of Russia. Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP, 109.

31. Markus, H. R., & Kitayama, S. (1991). Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological review, 98(2), 224.

32. Minkov, M, Bond, M H, & Blagoev V. (2015). Do different national samples yield similar dimensions of national culture? Cross Cultural Management, 22(2), 259–277.

33. Minkov, M, Bond, M H, Dutt, P, Schachner, M, Morales, O, Sanchez, C, … Mudd, B. (2018). A Reconsideration of Hofstede’s Fifth Dimension: New Flexibility Versus Monumentalism Data From 54 Countries. Cross-Cultural Research, 52(3), 309–333. https://doi.org/10.1177/1069397117727488

34. Minkov, M. (2018). A revision of Hofstede’s model of national culture: old evidence and new data from 56 countries. Cross Cultural and Strategic Management, 25(2), 231–256. https://doi.org/10.1108/CCSM-03-2017-0033

35. Montgomery, D. C. (2013). Montgomery Design and Analysis of Experiments Eighth Edition. John Wiley & Sons.

36. Naumov, A., & Puffer, S. (2000). Measuring Russian culture using Hofstede’s dimensions. Applied psychology, 49(4), 709–718. https://doi.org/https://doi.org/10.1111/1464-0597.00041

37. Obradovich N, Özak Ö, Martín I, Ortuño-Ortín I, Awad E, Cebrián M, … Cuevas Á. (2020). Expanding the measurement of culture with a sample of two billion humans. National Bureau of Economic Research.

38. Rajh, E., Budak, J., & Anić, I.-D. (2016). Hofstede’s culture value survey in Croatia: Examining regional differences. Drustvena Istrazivanja, 25(3), 309–327. https://doi.org/10.5559/di.25.3.0

39. Shane, S. (1993). Cultural influences on national rates of innovation. Journal of Business Venturing, 8(1), 59–73. https://doi.org/https://doi.org/10.1016/0883-9026(93)90011-S

40. Smith, P.B, Peterson, M. F, & Schwartz, S. H. (2002). Cultural values, sources of guidance, and their relevance to managerial behavior: A 47-nation study. Journal of crosscultural Psychology, 33(2), 188–208.

41. Taras, V., Kirkman, B. L., & Steel, P. (2010). Examining the impact of Culture’s consequences: a three-decade, multilevel, meta-analytic review of Hofstede’s cultural value dimensions. Journal of applied psychology, 95(3), 405. Taylor, M.Z., & Wilson, S. (2012). Does culture still matter? The effects of individualism on national innovation rates. Journal of Business Venturing, 27(2), 234–247. https://doi.org/10.1016/j.jbusvent.2010.10.001

42. Varsakelis, N. C. (2001). The impact of patent protection, economy openness and national culture on R&D investment: a cross-country empirical investigation. Research policy, 30(7), 1059–1068.

43. Williams, L. K. & McGuire, S. J. J. (2005). Effects of National Culture on Economic Creativity and Innovation Implementation. The Institution of Market Exchange 2005. Conference proceedings, Barcelona, International Society for the New Institutional Economics.


Для цитирования:


Бахтигараева А.И., Брызгалин В.А., Никишина Е.Н., Припузова Н.А. Социокультурные особенности регионов России: общее и различия. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(5):29-51. https://doi.org/10.38050/01300105202152

For citation:


Bakhtigaraeva A.I., Bryzgalin V.A., Nikishina E.N., Pripuzova N.A. Sociocultural specifics of Russia’s regions: common features and differences. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(5):29-51. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202152

Просмотров: 27


ISSN 0130–0105 (Print)