Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Портрет креативного работника: социологический подход

https://doi.org/10.38050/01300105202228.

Аннотация

В статье предпринята попытка выделения социально-психологического портрета российского работника креативной сферы. Актуальность исследования обусловлена противоречием между стремлением развития креативного класса и отсутствием четкого понимания сущности данной социальной группы. Методологическая основа исследования включает в себя как классические работы по данной теме Р. Флориды, так и современные научные публикации по исследованию креативного класса российских и зарубежных авторов. Анализ теоретических исследований показывает невозможность установления четкой профессиональной принадлежности как в силу терминологической неопределенности, так и с учетом быстрой цифровизации общества в годы пандемии, что привело к изменению позиции креативного класса и актуализировало необходимость его изучения. Эмпирическую основу исследования составляют данные, полученные в ходе проведения онлайн-анкетирования, осуществленного среди участников проекта Агентство стратегических инициатив (rurban.space) по поиску и объединению представителей креативного класса в рамках разработки моделей развития городского пространства. В статье делается попытка обозначить особенности формирования российского креативного класса. Полученные результаты позволяют описать портрет креативного работника как члена социальной группы, существующей в рамках традиционных социально-экономических институтов. Респонденты самоидентифицируют себя как представителей низшего и среднего классов, тяготеющих к полной форме занятости в пределах городских агломераций. При выборке профессиональных качеств, присущих креативному работнику, опрошенные отдали предпочтение «креативности» и «коммуникабельности», полностью исключив «толерантность», которая считается обязательной в западной культуре. Полученные в ходе настоящего исследования данные позволили переосмыслить сложившиеся стереотипы и упрощающие эвристики о характере креативного труда и социально-экономическом портрете креативного работника.

Об авторах

С. К. Волков
Волгоградский государственный технический университет
Россия


Е. Г. Ефимов
Волгоградский государственный технический университет
Россия

Ефимов Евгений Геннадьевич — доктор социологических наук, профессор кафедры истории, культуры и социологии



Список литературы

1. Аронсон, О. (2002) Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. Фонд научных исследований “Прагматика культуры”.

2. Катасонов, И. А. (2020) Развитие креативного класса как одна из ключевых детерминант экономического роста России. Modern Science, 4-3, 82–84.

3. Савина, М. В. (2008) Роль креативного класса в становлении постиндустриальной экономики. Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 4, 160–165.

4. Стэндинг Г. (2014) Прекариат: новый опасный класс. Ад Маргинем Пресс.

5. Хабибулина, З. Р. (2021) От креативного работника — к человеку ноономики Вестник Института экономики РАН, 2, 97–106. https://doi.org/10.52180/20736487_2021_2_97_106.

6. Флорида, Р. (2011) Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Издательский дом «Классика-XXI».

7. Ярилова, О. С. (2020) Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях. Аналитический вестник, 13(756), 21–25

8. Banks, M. and Hesmondhalgh, D. (2009) Looking for work in creative industries policy. International Journal of Cultural Policy, 15 (4), 415–430. https://doi.org/10.1080/10286630902923323

9. Batabyal, A. A. (2021) Monopoly versus Individual Welfare When a Local Public Good Is Used to Attract the Creative Class. International Regional Science Review, 44(5), 605–614. https://doi.org/10.1177/0160017620946087

10. Bill, A. (2012) «Blood, Sweat and Shears»: Happiness, Creativity, and Fashion Education. Fashion Theory,16 (1), 49–65. https://doi.org/10.2752/175174112X13183318404186

11. Florida, R. (2003) Cities and the Creative Class. City & Community, 2 (1), 3–19. https://doi.org/10.1111/1540-6040.00034

12. Florida, R. Mellander, Ch., Qian, H. (2012) China’s development disconnect. Environment and Planning, 44, 628–648. https://doi.org/10.1068/a44284

13. Florida, R. (2014) The Creative Class and Economic Development. Economic Development Quarterly, 28(3), 196–205 https://doi.org/10.1177/0891242414541693

14. Florida, R., Rodrigues-Pose, A., Storper, M. (2021) Cities in a post-COVID world. Urban Studies (June), 1–23. https://doi.org/10.1177/00420980211018072

15. Kemper, R. (2017) Book Review: Cultural clash: The killing of the creative class. Journal of Planning Literature, 32 (1), 29–29.

16. Lin, J., de Kloet, J. (2019) Platformization of the Unlikely Creative Class: Kuaishou and Chinese Digital Cultural Production. Social Media + Society, 5(4), 1–12. https://doi. org/10.1177/2056305119883430

17. Milligan, M. J. (2003) The Individual and City Life: A Commentary on Richard Florida’s “Cities and the Creative Class.” City & Community, 2(1), 21–26. https://doi. org/10.1111/1540-6040.00035

18. Navarro, C. J., Mateos, C., Rodríguez, M. J. (2014) Cultural scenes, the creative class and development in Spanish municipalities. European Urban and Regional Studies, 21(3), 301–317. https://doi.org/10.1177/0969776412448188

19. Rodrigues, C. and Schmidt, H. (2021) How the Creative Class Co-creates a City’s Brand Identity: A Qualitative Study. Journal of Creating Value, 7(1), 19–43. https:// doi.org/10.1177/23949643211010594

20. Salmenhaara, P. (2006) Book Review: The Flight of the Creative Class by Richard Florida. Acta Sociologica, 49(2), 234–235. https://doi.org/10.1177/000169930604900213

21. Sands, G., Reese, L. A. (2008) Cultivating the Creative Class: And What About Nanaimo? Economic Development Quarterly, 22(1), 8–23. https://doi.org/10.1177/0891242407309822

22. De Propris L. et al. (2009) The Geography of Creativity. Nesta: London.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Волков С.К., Ефимов Е.Г. Портрет креативного работника: социологический подход. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022;(2):175-188. https://doi.org/10.38050/01300105202228.

For citation:


Volkov S.K., Efimov E.G. Portrait of a creative worker: a sociological approach. Moscow University Economics Bulletin. 2022;(2):175-188. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202228.

Просмотров: 456


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)