Развитие STEAM-образования как способ адаптации экономики России к внешним шокам
https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-6
Аннотация
Сфера STEAM (естественные науки, технологии, инженерия, искусства и математика) — одна из наиболее быстрорастущих сфер образования и науки, а соответствующие специалисты заняты в высокотехнологичных отраслях и креативных индустриях, определяющих будущее мировой экономики. В статье впервые представлен подробный анализ развития данной сферы на основе авторской методики как в целом по России, так и в разрезе регионов. В России более полумиллиона человек ежегодно принимается на STEAM-направления подготовки по программам высшего образования. Вразрез общероссийским тенденциям сокращения численности студентов набор на эти программы устойчиво рос. По последним данным около 36% выпускников вузов в России имеют специальность в рамках STEAM; для сравнения в Южной Корее, Сингапуре и Германии эта доля выше 45%. Наибольшая доля специалистов готовится в основных университетских центрах: Томской области, Санкт-Петербурге и Москве. При этом число STEAM-выпускников за последние годы снизилось в 41 российском регионе, а в 2022 г. риски для сферы STEAM в России заметно выросли: наблюдается миграционный отток наиболее квалифицированных кадров, сокращается внутренний спрос на них. За полгода (с февраля по август 2022 г.) общее число вакансий на российском рынке труда снизилось на 9%, при этом STEM — на 23% (IT — на 32,5%). Это может сказаться на долгосрочном научно-технологическом развитии страны: наши эконометрические расчеты показывают значимость STEAM для создания стартапов, повышения публикационной и изобретательской активности. В статье предложены некоторые меры по развитию STEAM как инструмента долгосрочного развития и способа адаптации страны к внешним шокам.
Ключевые слова
Об авторах
Р. И. СеменоваРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия
Семенова Роза Игоревна — научный сотрудник, Центр экономической географии и регионалистики
Москва
С. П. Земцов
Россия
Земцов Степан Петрович — к.геогр.н., директор, Центр экономической географии и регионалистики
Москва
А. В. Петряева
Россия
Петряева Анастасия Вячеславовна — менеджер образовательных проектов
Москва
Список литературы
1. АИРР-мониторинг. (2021). Мониторинг развития «STEAM/РИТМ» — образования в регионах АИРР. Ассоциация инновационных регионов России. https://i-regions.org/reiting/monitoring-razvitiya-steam-ritm-obrazovaniya-v-regionakh-airr/
2. АИРР-рейтинг. (2021). Рейтинг регионов по доступности кадров для инновационной экономики (STEM). Ассоциация инновационных регионов России.https://i-regions.org/reiting/ezhemesyachnyy-reyting-regionov-po-dostupnosti-kadrov-dlya-innovatsionnoy-ekonomiki/
3. Анисимова, Т. И., Сабирова, Ф. М., & Шатунова О. В. (2019). Подготовка педагогов для STEAM-образования. Высшее образование сегодня, 6, 31–35. https://doi.org/10.25586/RNU.HET.19.06.P.31
4. Земцов, С. П., Баринова, В. А., & Семенова, Р. И. (2019). Риски цифровизации и адаптация региональных рынков труда в России. Форсайт, 13(2), 4–96. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.84.96
5. Зоргнер, А. (2017). Автоматизация рабочих мест: угроза для занятости или источник предпринимательских возможностей? Форсайт, 11(3), 37–48. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2017.3.37.48
6. Кудрин, А. Л., Мау, В. А., Радыгин, А. Д., & Синельников-Мурылев, С. Г. (ред.). (2022). Российская экономика в 2021 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 43). М.: Изд-во Ин-та Гайдара.
7. Ляшок, В. Ю. (2022). Санкции и российский рынок труда: эффект пока неочевиден. Экономическое развитие России, 29(8), 50–55.
8. Семенова, Р. И., Земцов, С. П., & Полякова, П. Н. (2019). STEAM-образование и занятость в информационных технологиях как факторы адаптации к цифровой трансформации экономики в регионах России. Инновации, 10(252), 58–70. https://doi.org/10.26310/2071-3010.2019.252.10.006
9. Сычева, К. Г. (2022). Поддержка цифровизации импортозамещения России в санкционном контексте. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (3), 142–159. https://doi.org/10.38050/01300105202238
10. Akhmetshin, E. M. et al. (2018). The infl uence of innovation on social and economic development of the Russian region. European Research Studies, 21, 767–776.
11. Barinova, V., Rochhia, S., & Zemtsov, S. (2022). Attracting highly skilled migrants to the Russian regions. Regional Science Policy & Practice, 14(1), 147–173. https://doi.org/10.1111/rsp3.12467
12. Canberra, ACT (2014). Office of the Chief Scientist. Science, technology, engineering and mathematics: Australia’s future. Australian Government. ISBN 978-1-925092-41-7
13. Crescenzi, R., & Jaax, A. (2017). Innovation in Russia: the territorial dimension. Economic geography, 93(1), 66–88. https://doi.org/10.1080/00130095.2016.1208532
14. Croak, M. (2018)The effects of STEM education on economic growth. UNION COLLEGE. https://digitalworks.union.edu/theses/1705
15. Deirdre, E. (2016). STEM Play: Integrating Inquiry Into Learning Centers. Kaplan Company. ISBN-10: 087659402X. ISBN-13: 978-0876594025
16. Delmar, F., Wennberg, K., & Hellerstedt, K. (2011). Endogenous growth through knowledge spillovers in entrepreneurship: an empirical test.Strategic Entrepreneurship Journal, 5(3), 199–226. https://doi.org/10.1002/sej.114
17. Deming, D. J., & Noray, K. L. (2018). STEM careers and technological change. NBER. https://doi.org/10.3386/w25065
18. Fritsch, M., Obschonka, M., & Wyrwich, M. (2019). Historical roots of entrepreneurship-facilitating culture and innovation activity: An analysis for German regions. Regional Studies, 53(9), 1296–1307. https://doi.org/10.1080/00343404.2019.1580357
19. Hanushek, E. A., Jamison, D. T., Jamison, E. A., & Woessmann, L. (2008). Education and economic growth: It’s not just going to school, but learning something while there that matters. Education next, 8(2), 62–71. http://hanushek.stanford.edu/publications/education-and-economic-growth-its-not-just-going-school-learning-matters
20. Ilina, I. E. et al. (2022). Patent Activity of the Region as a Driver of Development of the Russian Economy. Science Governance and Scientometrics Journal, 17(1), 10–36. https://doi.org/10.33873/2686-6706.2022.17-1.10-36
21. Kaneva, M., & Untura, G. (2019). The impact of R&D and knowledge spillovers on the economic growth of Russian regions. Growth and Change, 50(1), 301–334. https://doi.org/10.1111/grow.12281
22. Kuzminov, Y., Sorokin, P., & Froumin, I. (2019). Generic and specic skills as components of human capital: new challenges for education theory and practice. Foresight and STI Governance, 13(2), 19–41. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41
23. MacIsaac, D. (ed.). (2019). US government releases Charting a Course for Success: America’s Strategy for STEM Education, report guiding federal agencies that off er STEM funding opportunities. The Physics Teacher, 57(2), 126–126. https://doi.org/10.1119/1.5088484
24. OEWS. (2020). STEM definition, List of occupations. U. S. Bureau of Labor Statistics.
25. Osman, T., & Michele, B. (ed.). (2021). Effects of COVID 19 for Sustainable Education, Systems and Institutions. Special Issue.
26. Rodríguez-Pose, A., & Crescenzi, R. (2008). Research and development, spillovers, innovation systems, and the genesis of regional growth in Europe. Regional studies, 42(1), 51–67. https://doi.org/10.1080/00343400701654186
27. Shashnov, S., & Kotsemir, M. (2018). Research landscape of the BRICS countries: current trends in research output, thematic structures of publications, and the relative infl uence of partners. Scientometrics, 117(2), 1115–1155. https://doi.org/10.1007/s11192-018-2883-7
28. Soo, B. N. (2019). Exploring STEM Competences for the 21st Century. UNESCO. IBE/2019/WP/CD/30REV
29. USA, ACT. (2018). Charting a course for success: America’s strategy for STEM education. The committee on STEM education of the national Science & Technology Council.
30. Zemtsov, S., Muradov, A., Wade, I., & Barinova, V. (2016). Determinants of regional innovation in Russia: Are People or Capital More Important? Foresight and STI Governance, 10(2), 29–42. https://doi.org/10.17323/1995-459X.2016.2.29.42
31. Zhong, B., Liu, X., Zhan, Z. et al. (2022). What should a Chinese top-level design in STEM Education look like? Humanit Soc Sci Commun, 9, 261. https://doi.org/10.1057/s41599-022-01279-1
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Семенова Р.И., Земцов С.П., Петряева А.В. Развитие STEAM-образования как способ адаптации экономики России к внешним шокам. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(3):108-136. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-6
For citation:
Semenova R.I., Zemtsov S.P., Petryaeva A.V. STEAM-education as a means to adapt Russian economy to external shocks. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(3):108-136. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-3-6