Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Стратегии трансформации бизнес-моделей производителей дорожно-строительной техники в условиях конкуренции с иностранными компаниями

https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-1-8

Аннотация

В статье исследуется конкуренция российских и иностранных производителей дорожно-строительного оборудования в России. Предметом исследования является трансформация бизнес-моделей производственных предприятий в развивающихся странах и на формирующихся рынках под влиянием транснациональных корпораций. Методологическая база исследования включает теоретические положения стратегического менеджмента, концепции бизнес-моделей и экономики отраслевых рынков. Стратегии трансформации бизнес-моделей определены на основе применения ко-эволюционной концепции инноваций в бизнес-моделях компаний развивающихся стран О. Михалаче и Х. Волберда, методов экономической статистики и однофакторного дисперсионного анализа. Авторами выдвинута и протестирована гипотеза о том, что трансформация бизнес-моделей на основе международного сотрудничества с зарубежными компаниями повышает конкурентоспособность российских производителей дорожно-строительной техники. Расчеты в программе SPSS показали, что компании, которые не трансформировали свои бизнес-модели и не использовали преимущества международного сотрудничества, имеют низкие показатели доли рынка. Средние конкурентные позиции на рынке дорожно-строительной техники характерны для компаний, которые внесли технологические изменения в бизнес-модель за счет импорта деталей и компонентов у ведущих иностранных производителей, тем самым улучшив ценностное предложение для потребителей. Компании, которые адаптировали свои бизнес-модели к условиям конкуренции с транснациональным бизнесом посредством создания совместных предприятий с иностранными партнерами либо приобретения лицензии на производство дорожно-строительной техники у зарубежных производителей, достигли наилучших показателей конкурентоспособности на российском рынке. Наиболее успешные российские компании выбрали стратегию адаптации бизнес-моделей иностранных предприятий. Данное исследование имеет практическое значение для формирования бизнес-модели и конкурентной стратегии российских компаний в условиях санкционной изоляции от технологий развитых стран мира и роста импорта из развивающихся стран.

Об авторах

Л. М. Капустина
Уральский государственный экономический университет
Россия

Капустина Лариса Михайловна д.э.н., профессор, зав. кафедрой маркетинга и международного менеджмента

Екатеринбург



Н. Б. Изакова
Уральский государственный экономический университет
Россия

Изакова Наталья Борисовна к.э.н., доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента

Екатеринбург



Е. И. Коровина
Уральский Государственный Экономический Университет
Россия

Коровина Евгения Ивановна ассистент кафедры маркетинга и международного менеджмента

Екатеринбург



Список литературы

1. Бутов, А. М. (2021). Рынок дорожно-строительных машин. М.: НИУ ВШЭ, Центр развития. Р ынок дорожно-строительной техники (hse.ru).

2. Бушуева, Л. И., & Афанасьев, В. Б. (2022). Комплексный подход к управлению организационным развитием промышленных предприятий в условиях экономических санкций. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета, 2, 227–235. https://doi.org/10.34130/2070-4992-2022-2-2-227.

3. Капустина, Л. М., Изакова, Н. Б., & Коровина, Е. И. (2021). Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия. Управленческий учет, 12-2, 394–403.

4. Климанов, Д. Е., & Третьяк, О. А. (2014). Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции. Российский журнал менеджмента, 12(3), 107–130.

5. Новиков, И. (2022). Уход иностранных компаний из России: что дальше? Дата обращения 05.10.2022, https://www.anti-malware.ru/analytics/Technology_Analysis/Foreign-companies-left-Russia-whats-next

6. Новоселов, В. (2022). Есть рекорд! Российский рынок полноповоротных экскаваторов. CTT Digest — Строительная техника и технологии, 2, 16–21.

7. Новоселов, В. (2022). Сломала ли рынок специальная военная операция? Производство и импорт дорожной и строительной техники в 2022 году. СТТ Digest — Строительная техника и технологии, 6, 6–15.

8. Новоселов, В. (2022). Строительная техника номер один. Российский рынок фронтальных погрузчиков. СТТ Digest — Строительная техника и технологии, 4, 44–49.

9. Орехова, С. В., Мисюра, А. В., & Баусова, Ю. С. (2020). Стратегия vs. бизнес-модель: эволюция и дифференциация. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 3, 160–181.

10. Перская, В., Хаиров, Б. Г., & Дуля, К. А. (2020). Оценка влияния эффекта страны происхождения на конкурентоспособность отечественных товаров на международном рынке. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 1(33), 49–52. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10008.

11. Пинье, И., & Остервальдер, А. (2017). Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора. М.: Альпина Диджитал (Сколково).

12. Полтерович, В. М. (2022). Еще раз о том, куда идти: к стратегии развития в условиях изоляции от Запада. Журнал Новой экономической ассоциации, 3(55), 238–244. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2022-55-3-17.

13. Скруг, В. С. (2021). Формирование конкурентных преимуществ в рамках различных подходов к управлению конкурентоспособностью (на примере ОАО «Белгородский завод РИТМ»). Вестник Российского экономического университета имени ГВ Плеханова, 3, 157–167. https://doi.org/10.21686/2413-2829-2021-3-157-167.

14. Третьяк, О. А., & Климанов, Д. Е. (2016). Новый подход к анализу бизнес-моделей. Российский журнал менеджмента, 14(1), 115–130.

15. Хафизова, Е. (2022). Сдерживающие факторы и драйверы роста рынка ДСТ. Кто возьмет верх? Спецтехника и транспорт. https://spec-technika.ru/2022/04/sderzhivajushhie-faktory-i-drajvery-rosta-rynka-dst-kto-vozmet-verh/.

16. Ahuja, G., & Novelli, E. (2016). Incumbent Responses to an Entrant with a New Business Model: Resource Co-Deployment and Resource Re-Deployment Strategies. Advances in Strategic Management, 35, 125–153. https://doi.org/10.1108/S0742-332220160000035006.

17. Buzzell, R. D., Gale, B. T., & Sultan, R. G. (1975). Market share — a key to profi tability. Harvard business review, 53(1), 97–106.

18. Casadesus-Masanell, R., & Ricart, J. E. (2010). From strategy to business models and onto tactics. Long range planning, 43(2-3), 195–215. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2010.01.004.

19. Chesbrough, H. (2010). Business model innovation: opportunities and barriers. Long range planning, 43(2-3), 354–363. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2009.07.010.

20. Chikán, A. (2008). National and fi rm competitiveness: a general research model. Competitiveness Review: An International Business Journal, 18, 20–29. https://doi.org/10.1108/10595420810874583.

21. Fitzgerald, M., Kruschwitz, N., Bonnet, D., & Welch, M. (2014). Embracing digital technology: A new strategic imperative. MIT sloan management review, 55(2), 1–12.

22. Gassmann, O., Frankenberger, K., & Sauer, R. (2017). A primer on theoretically exploring the field of business model innovation. https://www.europeanbusinessreview.com/a-primeron-theoretically-exploring-the-field-of-business-model-innovation/.

23. Giordano, B., & Jones, O. (2020). Family Entrepreneurial Teams: The Role of Learning in Business Model Evolution. In: Academy of Management Proceedings (Vol. 2020, No. 1, p. 17157). Briarcliff Manor, NY: Academy of Management. https://doi.org/10.1177/1350507620934092.

24. Ismail, M. H., Khater, M., & Zaki, M. (2017). Digital business transformation and strategy: What do we know so far. Cambridge Service Alliance, 10(1), 1–35. https://doi.org/10.13140/RG.2.2.36492.62086.

25. Kane, G. C., Palmer, D., Phillips, A. N., Kiron, D., & Buckley, N. (2015). Strategy, not technology, drives digital transformation. MIT Sloan Management Review and Deloitte University Press, 14, 1–25.

26. Kapustina, L., Korovina, E., & Drevalev, A. (2021, September). Competitiveness of companies in the Russian market of road construction machinery. In:

27. AIP Conference Proceedings (Vol. 2389, No. 1, p. 030006). AIP Publishing LLC. https://doi.org/10.1063/5.0063602

28. Mihalache, O. R., & Volberda, H. W. (2021). Business model innovation in transforming economies: a co-evolutionary perspective for a global and digital world. Management and Organization Review, 17(2), 202–225. https://doi.org/10.1017/mor.2021.14

29. Momaya, K. S. (2019). The past and the future of competitiveness research: A review in an emerging context of innovation and EMNEs. International Journal of Global Business and Competitiveness, 14(1), 1–10. https://doi.org/10.1007/s42943-019-00002-3

30. Ni, G., Xu, H., Cui, Q., Qiao, Y., Zhang, Z., Li, H., & Hickey, P. J. (2020). Infl uence mechanism of organizational fl exibility on enterprise competitiveness: The mediating role of organizational innovation. Sustainability, 13(1), 176. https://doi.org/10.3390/su13010176

31. Osterwalder, A., & Pigneur, Y. (2010).Business model generation: a handbook for visionaries, game changers, and challengers (Vol. 1). John Wiley & Sons.

32. Ritter, T., & Lettl, C. (2018). The wider implications of business-model research. Long range planning, 51(1), 1–8. https://doi.org/10.1016/j.lrp.2017.07.005

33. Ross, J., Sebastian, I., Beath, C., Mocker, M., Moloney, K., & Fonstad, N. (2016). Designing and executing digital strategies: completed research paper. In: Digital innovation at the crossroads: ICIS 2016, International Conference on Information Systems, December 11–14, 2016, Dublin, Ireland: practice-oriented research (pp. 1–17). Association for Information Systems.

34. Timmers, P. (1998). Business models for electronic markets. Electronic markets, 8(2), 3–8. https://doi.org/10.1080/10196789800000016

35. Veit, D., Clemons, E., Benlian, A., Buxmann, P., Hess, T., Kundisch, D., ..., & Spann, M. (2014). Business models. Business & Information Systems Engineering, 6(1), 45–53.

36. Zott, C., Amit, R., & Massa, L. (2011). The business model: recent developments and future research. Journal of management, 37(4), 1019–1042. https://doi.org/10.1177/0149206311406265


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Капустина Л.М., Изакова Н.Б., Коровина Е.И. Стратегии трансформации бизнес-моделей производителей дорожно-строительной техники в условиях конкуренции с иностранными компаниями. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2023;(1):164-190. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-1-8

For citation:


Kapustina L.M., Izakova N.B., Korovina E.I. Strategies for the transformation of business models of manufacturers of road construction equipment in competition with foreign companies. Moscow University Economics Bulletin. 2023;(1):164-190. (In Russ.) https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-1-8

Просмотров: 304


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)