Оценка уровня цифровой активности организаций розничной торговли России
https://doi.org/10.38050/01300105202029
Аннотация
В работе представлены основные результаты конъюнктурного обследования, характеризующие цифровую активность организаций розничной торговли в 2018 г. Объектами наблюдения были крупные, средние и малые предприятия розничной торговли, зарегистрированные в России. Основная цель данной работы заключалась в оценке уровня цифровой активности розничной торговли с помощью разработанных неколичественных индикаторов, соответствующих международным стандартам и цифровой повестке страны. Представленный набор гармонизированных показателей позволил выявить тенденции, масштаб и интенсивность распространения цифровых технологий в организациях. Уровень и интенсивность цифровизации впервые были определены на основе предпринимательских мнений и намерений относительно темпов и масштабов освоения цифровых технологий, готовности к цифровому переходу, сложившихся цифровых навыков, применения конкретных цифровых продуктов, а также основных факторов, препятствующих цифровой трансформации.
Ключевые слова
Об авторах
И. С. ЛолаРоссия
Лола Инна Сергеевна, к.э.н., заместитель директора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний
Москва
М. Б. Бакеев
Россия
Бакеев Мурат Булатович, аналитик Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний
Москва
Список литературы
1. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017
2. № 203. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687 (дата обращения: 09.09.2019).
3. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.122018 № 16). URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 24.05.2019).
4. Статистика технологического развития отраслей экономики // Росстат: официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat /ru/statistics/economydevelopment/# (дата обращения: 29.07.2019).
5. Цифровая активность организаций розничной торговли. — М.: НИУ ВШЭ, 2019.
6. Цифровая экономика. 2019: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2019.
7. Basl J. Pilot study of readiness of Czech companies to implement the principles of Industry 4.0 // Management and Production Engineering Review. 2017. Vol. 8. №. 2. pp. 3-8.
8. Bley K., Leyh C., Schäffer T. Digitization of German Enterprises in the Production Sector — Do they know how «digitized» they are? — 2016. URL: https://www.researchgate.net/publication/305661673_Digitization_of_German_Enterprises_in_the_Production_Sector_-_Do_they_know_how_digitized_they_are (accessed: 09.09.2019).
9. Bogner E., Voelklein T., Schroedel O., Franke J. Study based analysis on the current digitalization degree in the manufacturing industry in Germany // Procedia CIRP. — 2016. — Vol. 57. — P. 14–19.
10. Chen H., Felt M. H., Huynh K. P. Retail payment innovations and cash usage: accounting for attrition by using refreshment samples // Journal of the Royal Statistical Society: Series A (Statistics in Society). — 2017. — Vol. 180. — No. 2. — P. 503–530.
11. Collin J., Hiekkanen K., Korhonen J. J., Halén M., Itälä T., Helenius M. et al. IT leadership in transition-The impact of digitalization on Finnish organizations. — Helsinki.: Aalto University, 2015.
12. Digital Economy and Society Index Report 2018 // European Commission, 14.05.2018. URL: https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/news/digital-economy-and-society-index-2018-report (accessed: 29.07.2019).
13. Ferracuti N., Norscini C., Frontoni E., Gabellini P., Paolanti M., Placidi V. A business application of RTLS technology in Intelligent Retail Environment: Defining the shopper’s preferred path and its segmentation // Journal of Retailing and Consumer Services. — 2019. — Vol. 47. — P. 184–194.
14. Grewal D., Roggeveen A. L., Nordfält J. The future of retailing // Journal of Retailing. — 2017. — Vol. 93. — No. 1. — P. 1–6.
15. Grewal D., Motyka S., Levy M. The evolution and future of retailing and retailing education // Journal of Marketing Education. — 2018. — Vol. 40. — No. 1. — P. 85–93.
16. Horizon 2020 Work Programme 2018–2020 // European Commission. URL: https://ec.europa.eu/programmes/horizon2020/en/what-horizon-2020 (accessed: 29.07.2019).
17. Morimura F., Sakagawa Y. Information technology use in retail chains: Impact on the standardisation of pricing and promotion strategies and performance // Journal of Retailing and Consumer Services. — 2018. — Vol. 45. — P. 81–91.
18. Reinartz W., Wiegand N., Imschloss M. The impact of digital transformation on the retailing value Chain // International Journal of Research in Marketing. — 2019.
19. Taylor E. Mobile payment technologies in retail: a review of potential benefits and risks // International Journal of Retail & Distribution Management. — 2016. — Vol. 44. — No. 2. — P. 159–177.
20. Willems K., Smolders A., Brengman M., Luyten K., Schöning J. The path-topurchase is paved with digital opportunities: An inventory of shopper-oriented retail technologies // Technological Forecasting and Social Change. — 2017. — Vol. 124. — P. 228–242.
21. World Economic Forum. Digital Transformation Initiative. Executive Summary. 2018. URL: http://reports.weforum.org/digital-transformation/wp-content/blogs.dir/94/mp/files/pages/files/dti-executive-summary-20180510.pdf (accessed: 09.09.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Лола И.С., Бакеев М.Б. Оценка уровня цифровой активности организаций розничной торговли России. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020;(2):161-180. https://doi.org/10.38050/01300105202029
For citation:
Lola I.S., Bakeev M.B. Assessment of digital activity level of Russia’s retail trade organizations. Moscow University Economics Bulletin. 2020;(2):161-180. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202029