Подходы к обоснованию размера должностного оклада медицинских работников
https://doi.org/10.38050/01300105202047
Аннотация
Одним из основных факторов формирования мотивации к повышению качества и результативности работников учреждений здравоохранения является качественно и логически выстроенная система оплаты труда в медицинской организации. Основой расчета заработной платы работника является размер должностного оклада, исходя из величины которого устанавливаются другие ее элементы — компенсационные и стимулирующие выплаты, иные начисления. Данная статья посвящена исследованию проблем, существующих в системе оплаты труда медицинских работников, а также нормативно-законодательного регулирования вопросов, связанных с установлением должностного оклада в сфере здравоохранения. Объект исследования — система оплаты труда работников медицинских организаций Российской Федерации. Предмет исследования — размер должностного оклада работников медицинских организаций. Цель исследования — оценка действующей системы оплаты труда в здравоохранении и предложения по минимизации негативных последствий высокой дифференциации уровня должностного оклада. Основные теоретические положения статьи — размер заработной платы медицинских работников имеет высокую дифференциацию даже между субъектами одного федерального округа. Федеральное законодательство в отношении подходов к системе оплаты труда носит рекомендательный характер. Поэтому размер должностного оклада врачей одного квалификационного уровня, утверждаемый на уровне каждого субъекта Российской Федерации, может отличаться в 5 раз. Это приводит к снижению эффективности и прозрачности системы вознаграждения работников, снижению производительности и мотивации к труду, проблемам трудовой миграции. Обосновано, что для снижения дифференциации размеров заработной платы медицинских работников необходимо устанавливать единые на всей территории Российской Федерации основные параметры, в том числе размеры должностных окладов работников медицинских организаций. В качестве минимального размера должностного оклада целесообразно использовать значение минимального размера оплаты труда, ежегодно утверждаемого Правительством Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума. Область применения результатов исследования: полученные результаты могут быть положены в основу политики совершенствования системы оплаты труда работников медицинских организаций федерального уровня.
Об авторах
О. В. ОбуховаРоссия
Обухова Ольга Валерьевна, к. полит. н., доцент кафедры многопрофильной клинической подготовки факультета фундаментальной медицины МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России
Москва
И. Н. Базарова
Россия
Базарова Ирина Николаевна, научный сотрудник отделения экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения
Москва
О. Ю. Гавриленко
Россия
Гавриленко Ольга Юрьевна, научный сотрудник
Москва
Список литературы
1. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О минимальном размере оплаты труда». URL: http://base.garant.ru/12119913/ (дата обращения: 05.04.2020).
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». URL: https://mintrud.gov.ru/zarplata/legislation (дата обращения: 05.04.2020).
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». URL: https://mintrud.gov.ru/zarplata/legislation (дата обращения: 05.04.2020).
4. Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы». URL: https://mintrud.gov.ru/zarplata/legislation (дата обращения: 05.04.2020).
5. Постановление Правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области». URL: http://docs.cntd.ru/document/819008253 (дата обращения: 05.04.2020).
6. Постановление администрации Владимирской области от 04.04.2016 № 277 «Об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных департаменту здравоохранения администрации Владимирской области, и медицинских работников иных государственных учреждений Владимирской области». URL: http://base.garant.ru/19432626/ (дата обращения: 04.04.2020).
7. Постановление администрация Курской области от 30.12.2015 № 955-па «Об оплате труда работников областных учреждений, подведомственных комитету здравоохранения Курской области». URL: http://docs.cntd.ru/document/432839931(дата обращения: 04.04.2020).
8. Приказ Правительства Москвы от 09.06.2012 № 531 «О мероприятиях по переходу медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы на систему оплаты труда, отличную от тарифной системы оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы». URL: http://docs.cntd.ru/document/456040578 (дата обращения: 01.03.2020).
9. Приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н «Об утверждении Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений». URL: http://www.przrf.ru/docs/full/oplata_truda1/ob_utverzhdenii_rekomendatcij_po_razrabotke_federalnymi/ (дата обращения: 01.03.2020).
10. Письмо Министерства здравоохранения РФ от 04.09.2014 № 16-3/10/2-6752 «О совершенствовании региональных и муниципальных систем оплаты труда медицинских работников». URL: https://ppt.ru/docs/pismo/minzdrav /n-16-3-10-2-6752-102133 (дата обращения: 03.04.2020).
11. Вишневская Н. Т., Куликов О. В. // Вопросы экономики. — № 4. — Апрель 2009. — C. 91–103.
12. Гамов В. Н. Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы: дис. ... канд. экон. наук. — Санкт-Петербург, 1997.
13. Гребенщикова Н. И. Проблемы функционирования и совершенствования экономического механизма оплаты труда в здравоохранении: дис. ... канд. экон. наук. — Саратов, 2003.
14. Данные Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare (дата обращения: 03.02.2019).
15. Желомеева Н. В. Оклад (должностной оклад) медицинского работника бюджетного лечебного учреждения как объект правового регулирования // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. — 2017. — № 2. — С. 102–120.
16. Кадыров Ф. Н. Изменения в оплате труда работников бюджетной сферы: отказ от единой тарифной сетки // Менеджер здравоохранения. — 2007. — № 11. — С. 53–57.
17. Колосницына М. Г., Владимирская Е. Н. Реформирование оплаты труда в государственном секторе // Вопросы статистики. — 2010. — № 11. — С. 38–46.
18. Сергеева Н. М. Сравнительная оценка уровня оплаты труда в системе здравоохранения федеральных округов РФ // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2018. — Т. 7. — № 4 (25). — С. 283–286.
19. Федеральная служба государственной статистики // ФСГС: официальный сайт. URL: https://www.gks.ru/labor_market_employment_salaries (дата обращения: 01.11.2019).
20. Ховалыг С. А. Проблема высокой дифференциации заработной платы медицинских работников учреждений здравоохранения // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. Материалы III международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летнему юбилею Тувинского государственного университета, Году народных традиций в Республике Тыва. — Тувинский государственный университет, 2015. — С. 197–199.
21. Чистякова Е. А. Оплата труда в медицинских учреждениях: состояние и перспективы // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2016. — Т. 6. — № 1. — С. 193.
Рецензия
Для цитирования:
Обухова О.В., Базарова И.Н., Гавриленко О.Ю. Подходы к обоснованию размера должностного оклада медицинских работников. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020;(4):132-145. https://doi.org/10.38050/01300105202047
For citation:
Obukhova O.V., Bazarova I.N., Gavrilenko O.Yu. Approaches to justifying the size of the official wages of medical workers. Moscow University Economics Bulletin. 2020;(4):132-145. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202047