Стратегия vs. бизнес-модель: эволюция и дифференциация
https://doi.org/10.38050/01300105202038
Аннотация
Статья посвящена научному обзору тенденций и закономерностей, обуславливающих смещение исследований от стратегий к бизнес-моделям в управленческой науке. Методологический базис работы опирается на совокупность традиционных теорий, входящих в парадигму стратегического управления, а также концепции бизнес-моделей и платформенной экономики. Изучен генезис и предпосылки возникновения теоретических оснований, на которых базировалось управление бизнесом в XX–XXI вв. Исследованы различные точки зрения на соотношение понятий «стратегия» и «бизнес-модель» в менеджменте. Выделен ряд факторов, обуславливающих переход к краткосрочной модели управления фирмой. Определено, что изменение базовой аналитической конструкции в менеджменте вызвано неоднородностью элементов управления организацией; трансформацией управленческой логики «от настоящего к будущему»; включением микросреды в экосистему бизнеса и другими аспектами. Результаты научного обзора могут быть использованы в дальнейших эмпирических исследованиях и для создания методических подходов к разработке актуального управленческого инструментария на основе концепции бизнес-моделей
Ключевые слова
Об авторах
С. В. ОреховаРоссия
Орехова Светлана Владимировна — д.э.н., доцент, заведующий кафедрой экономики предприятий
Екатеринбург
А. В. Мисюра
Россия
Мисюра Андрей Васильевич — аспирант
Екатеринбург
Ю. С. Баусова
Россия
Баусова Юлия Сергеевна — специалист Управления по научно-исследовательской работе
Екатеринбург
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. — СПб.: Питер, 2009.
2. Березной А.В. Инновационные бизнес-модели в конкурентной стратегии крупных корпораций // Вопросы экономики. — 2014. — No 9. — С. 65–81.
3. Гурков И. Б. Стратегический менеджмент организации. 2-е изд. — М.: ТЕИС, 2004.
4. Джонсон Дж., Хафф А.С. Повседневная инновация/повседневная стратегия // Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г., О`Нил Д. Стратегическая гибкость / пер. с англ. — СПб.: Питер, 2005.
5. Катькало В. С. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // РЖМ. — 2003. — No 1. — С. 7–30.
6. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2006.
7. Климанов Д. Е., Третьяк О. А. Бизнес-модели: основные направления исследований и поиски содержательного фундамента концепции // Российский журнал менеджмента. — 2014. — Т. 12. — No 3. — С. 107–130.
8. Котельников В. Ю. Новые бизнес-модели для новой эпохи быстрых перемен, движимых инновациями. — М.: Эксмо, 2007.
9. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. — М.: Русская Де- ловая Литература, 1999.
10. Медведев А. Г. Международный менеджмент: стратегические решения в многонациональных компаниях: учебник. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2014.
11. Орехова С. В. Промышленные предприятия: электронная vs. традиционная бизнес-модель // Terra Economicus. — 2018a. — Т. 16. — No 4. — С. 77–94.
12. Плахин А. Е. Методология адаптивного управления промышленной парковой структурой на основе стейкхолдерского подхода // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. — 2018. — No 80(4). — С. 371–377.
13. Пономарев А. Т. Проблемно-ориентированная методология стратегического целеполагания как условие прогрессивного развития общества: социально-экономическое развитие (ч. 2) // Вопросы безопасности. — 2017. — No 4. — С. 1-12.
14. Прахалад К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. — 2003. — Вып. 3. — No 24. — С. 23–46.
15. Романова О. А. Эволюция институтов реализации современной промышленной политики // Управленец. — 2019. — Т. 10. — No 3. — С. 14–24.
16. Силин Я.П., Анимица Е.Г. Контуры формирования цифровой экономики в России // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2018. — Т. 19. — No 3. — С. 18−25.
17. Стрекалова Н. Д. Концепция бизнес-модели: методология системного анализа // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — No 92. — С. 95–105.
18. Третьяк О.А., Климанов Д.Е. Новый подход к анализу бизнес-моделей // Российский журнал менеджмента. — 2016. — Т. 14. — No 1. — С. 115–130.
19. Фролова Л. В., Кравченко Е. С. Формирование бизнес-модели предприятия. — К.: Центр учебной литературы, 2012.
20. Чесбро Г. Открытые бизнес-модели. IP-менеджмент. — М.: Поколение, 2008.
21. Чугумбаев Р. Р. Эталонное управление на основе бизнес-модели совершенства // Учет. Анализ. Аудит. — 2016. — No 1. — С. 58–34.
22. Шерешева М. Ю. Формы сетевого взаимодействия компаний. — М.: ГУ ВШЭ, 2010.
23. Abell D.F. Managing with Dual Strategies: Mastering the Present; Preempting the Future. — N. Y.: Free Press, 1999.
24. Abdelkafi N., Täuscher K. Business models for sustainability from a system dynamics perspective // Organization & Environment. — 2016. — Vol. 29. — P. 74–96.
25. Amit R., Zott C. Value creation in e-business // Strategic Management Journal. — 2001. — Vol. 22. — P. 493–520.
26. Andrews K. R. The Concept of Corporate Strategy. — Homewood, IL: Dow Jounes-Irwin, 1971.
27. Ansoff H.I. Corporate Strategy: An Analytical Approach to Business Policy for Growth and Expansion. — N. Y.: McGraw-Hill Book Co., 1965.
28. Baden-Fuller C., Giudici A., Haefliger S., Morgan M. S. Ideal types, values, profits and technologies. — L.: London School of Economics, 2015.
29. Baden-Fuller C., Haefliger S. Business models and technological innovation // Long Range Planning. — 2013. — Vol. 46. — P. 419–426.
30. Barlett C., Ghoshal S. Managing Across Borders: The Transnational Corporation. — Cambridge, MA: Harvard Business Review Press, 1989.
31. Bocken N. M. P., Short S., Rana P., Evans S. A literature and practice review to develop sustainable business model archetypes // Journal of Cleaner Production. — 2014. — Vol. 65. — P. 42–56.
32. Burney J.B. Firm recourses and sustained competitive advantage // Journal of Management. — 1991. — Vol. 17. — No. 1. — P. 99–120.
33. Casadesus-Masanell R., Ricart J. From strategy to business models and to tactics // Long Range Planning. — 2010. — Vol. 43. — P. 195–215.
34. Chandler A. D., Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of American Enterprise. — Cambridge, MA: MIT Press, 1962.
35. Chesbrough H. Business model innovation: It’s not just about technology anymore // Strategy & Leadership. — 2007. — Vol. 35. — No. 6. — P. 12–17.
36. Chesbrough H., Minin A. di, Piccaluga A. Business model innovation path. In: Cinquini L., Minin A. di, Varaldo R. (eds). New business models and value creation: A service science perspective. — Milano: Springer-Verlag, 2013.
37. Chesbrough H., Rosenbloom R. The role of the business model in capturing value from innovation: Evidence from Xerox Corporation’s technology spin-off companies // Industrial and Corporate Change. — 2002. — Vol. 11. — P. 529–555.
38. Demil B., Lecocq X. Business model evolution: In search of dynamic consistency // Long Range Planning. — 2010. — Vol. 43. — No. 2. — Р. 227–246.
39. Doleski O. Integrated business model. Applying the St. Gallen management concept to business models. — Wiesbaden: Springer Gabler, 2015.
40. Dubosson-Torbay M., Osterwalder A., Pigneur Y. E-business model design, classification, and measurements // Thunderbird International Business Review. — 2002. — Vol. 44. — No. 1. — P. 5–23.
41. Foss N. J., Saebi T. Business Model Innovation: The Organizational Dimension. Oxford Scholarship Online: April 2015.
42. Foss N. J., Saebi T. Fifteen years of research on business model innovation: How far have we come, and where should we go? // Journal of Management. — 2017. — Vol. 43. — No. 1. — P. 200–227.
43. Hamel G. Leading the revolution. — Boston: Harvard Business School Press, 2000.
44. Hawkins R. The phantom of the marketplace: Searching for new e-commerce business models // Euro CPR 2002. Barcelona, March, 24–26, 2002.
45. Hedman J., Kalling T. The business model concept: Theoretical underpinnings and empirical illustrations // European Journal of Information Systems. — 2003. — Vol. 12. — P. 49–59.
46. Higgins J. M. Organization Policy and Strategic Management: Text and Cases. — Chicago: The Drydent Press, 1983.
47. Hofer C. W., Schendel D. Strategy Formulation: Analytical Concepts. — St. Paul, MN: West Publishing, 1978.
48. Hoskisson R. E., Hitt M. A., Wan W. P., Yiu D. Theory and Research in Strategic Management: Swings of the Pendulum // Journal of Management. — 1999. — Vol. 25. — No. 3. — Р. 417–456.
49. Johnson M., Christensen C., Kagermann H. Reinventing tour business model // Harvard Business Review. — 2008. — Vol. 86. — No. 12. — P. 50–59.
50. Keen P., Qureshi S. Organizational Transformation Through Business Models: A Framework for Business Model Design // System Sciences, HICSS’06. Proceedings of the 39th Annual Hawaii International Conference, 2006, 8: 206b–206b.
51. Lecoq X., Demil B., Warnier V. Le Business Model, un Outil d’Analyse Strate ́gique // L’Expansion Management Review. — 2006. — Vol. 123. — P. 50–59.
52. Magretta J. Why business models matter? // Harvard Business Review. — 2002. — Vol. 80. — No. 5. — P. 86–92.
53. Mahadevan B. Business models for Internet-based E-Commerce. An Anatomy // California Management Review. — 2000. — Vol. 42. — No. 4. — P. 55–69.
54. McGrath R.G. Business Models: A Discovery Driven Approach // Long Range Planning. — 2010. — Vol. 43. — P. 247–261.
55. Mintzberg H. 1994. The Rise and Fall of Strategic Planning. — N. Y.: Free press. P. 221–321.
56. Mintzberg H. Patterns in strategy formulation // Management Science. — 1978. — Vol. 24. — No. 9. — P. 934–948.
57. Morris M., Schindehutte M., Allen J. The entrepreneur’s business model: Toward a unified perspective // Journal of Business Research. — 2005. — Vol. 58. — P. 726–735.
58. Onetti A., Zucchella A., Jones M.V., McDougall-Covin P.P. Internationalization, innovation and entrepreneurship: Business models for new technology-based firms // Journal of Management and Governance. — 2012. — Vol. 16. — P. 337- 368.
59. Osterwalder A., Pigneur Y. Business model generation: a handbook for visionaries, game changers, and challengers. — New Jersey: Wiley, 2010.
60. Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci C. Clarifying business models: Origins, present, and future of the concept // Communications of the Association for Information Systems. — 2005. — Vol. 16. — P. 1–25.
61. Pearce J.A., Robinson R.B. Jr. Strategic Management: Strategy Formulation and Implementation. 2d ed. — Homewood, Ill.: Richard D. Irwin, 1985.
62. Peric M., Durkin J., Vitezic V. The constructs of a business model redefined: A half- century journey // SAGE Open. — 2017. — Vol. 7. — No. 3. — P. 1–13.
63. Peters T. Liberation Management. — N. Y.: Knopf, 1992.
64. Porter M. E. What Is Strategy? // Harvard Business Review. — 1996. — Vol. 74. — No. 6. — P. 61–78.
65. Richardson J. The business model: an integrative framework for strategy execution // Strategic Change. — 2008. — Vol. 17. — P. 133–144.
66. Roome N., Louche C. Journeying toward business models for sustainability: A conceptual model found inside the black box of organizational transformation // Organization & Environment. — 2016. — Vol. 29. — P. 11–35.
67. Rumelt R.P. Diversification strategy and profitability // Strategic Management Journal. — 1982. — Vol. 3. — No. 4. — P. 359–369.
68. Runfola A., Rosati M., Guercini S. New business models in online hotel distribution: Emerging private sales versus leading IDS // Service Business. — 2013. — No. 7. — P. 183–205.
69. Schendel D.E., Hatten K.J. Business policy or strategic management: A broader view for an emerging discipline // Academy of Management Proceedings. — 1972. — No. 1. — P. 99–102.
70. Shafer S., Smith H., Linder J. The power of business models // Business Horizons. — 2005. — Vol. 48. — P. 199–207.
71. Solaimani S., Bouwman H. A framework for the alignment of business model and business processes // Business Process Management Journal. — 2012. — Vol. 18. — No. 4. — P. 655–679.
72. Stewart D., Zhao Q. Internet marketing, business models and public policy // Journal of Public Policy and Marketing. — 2000. — Vol. 19. — P. 287–296.
73. Taran Y., Boer H., Lindgren P. A Business Model Innovation Typology // Decision Sciences. — 2015. — Vol. 46. — No. 2. — P. 301–331.
74. Teece D. Business models, business strategy and innovation // Long Range Planning. — 2010. — Vol. 43. — P. 172–194.
75. Thompson A.A., Strickland A.J. Grafting & Implementing Strategy. — IRWIN Press, 1995.
76. Tikkanen H., Lamberg J.-A., Parvinen P., Kallunki J.-P. Managerial cognition, action and the business model of the firm // Management Decision. — 2005. — Vol. 43. — No. 6. — P. 789–809.
77. Timmers P. Business models for electronic markets // Electronic Markets. — 1998. — Vol. 8. — No. 2. — Р. 3–8.
78. Wernerfelt B. A resource-based view of the firm // Strategic Management Journal. — 1984. — Vol. 2. — No. 2. — Р. 171–180.
79. Williamson O. E. Markets and Hierarchies. N. Y.: Free Press, 1975.
80. Wirtz B. Electronic Business. Wiesbaden: Gabler, 2000.
81. Wirtz B., Pistoia A., Ullrich S., Göttel V. Business models: Origin, development and future research perspectives // Long Range Planning. — 2016. — Vol. 49. — No. 1. — P. 36–54.
82. Zollo M., Minoja M., Coda V. Toward an integrated theory of strategy // Strategic Management Journal. — 2017. — Vol. 39. — P. 1753–1778.
83. Zott C., Amit R. The fit between product market strategy and business model: implications for firm performance // Strategic Management Journal. — 2008. — Vol. 29. — No. 1. — P. 1-26.
84. Zott C., Amit R., Massa L. The Business Model: Recent Developments and Future Research // Journal of Management. — 2011. — Vol. 37. — No. 4. — P. 1019–1042.
Рецензия
Для цитирования:
Орехова С.В., Мисюра А.В., Баусова Ю.С. Стратегия vs. бизнес-модель: эволюция и дифференциация. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2020;(3):160-181. https://doi.org/10.38050/01300105202038
For citation:
Orekhova S.V., Misyura A.V., Bausova Yu.S. Strategy vs. business model: evolution and differentiation. Moscow University Economics Bulletin. 2020;(3):160-181. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202038