Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Потенциал барьеров входа в контексте цифровизации

https://doi.org/10.38050/01300105202116

Аннотация

В статье анализируются практические аспекты функционирования отдельных барьеров входа в эпоху цифровой трансформации товарных рынков. Отмечается, что под влиянием процессов цифровизации фиксируются как положительные изменения в механизме работы рынков, так и ряд негативных обстоятельств, ставших серьезным вызовом для антимонопольных ведомств. Контроль больших данных, стартовые инвестиции в цифровую инфраструктуру, широкие технологические возможности цифровой блокировки пользователей на фоне мощных сетевых эффектов и ярко выраженного эффекта масштаба несут в себе потенциал существенного роста рыночной власти отдельных операторов. В статье обосновывается, что такие тенденции теоретически представляют существенную угрозу конкуренции и могут формировать новые виды барьеров входа. Одновременно приводятся и аргументы практического характера, свидетельствующие о неоднозначности такой позиции.

Об авторе

А. В. Заздравных
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Заздравных Алексей Витальевич– кандидат экономических наук, доцент кафедры политической экономии экономического факультета

 Москва



Список литературы

1. Месропян, В. (2018). Цифровые платформы — новая рыночная власть. Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова: официальный сайт. Дата обращения 12.05.2020, https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=46781&p=attachment

2. Соколовская, Е. (2019). Российский софт вне конкуренции? Конкуренция и право, 6. Дата обращения 08.05.2020, https://cljournal.ru/glavnoe/263/

3. Трансформация антимонопольного законодательства и правоприменительной практики в эпоху цифровой экономики. Круглый стол ассоциации антимонопольных экспертов (2018). Российское конкурентное право и экономика, 3 (15), 74–79.

4. Шаститко, А., & Маркова, О. (2020). Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства. Вопросы экономики, 6, 37–55. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-6-37-55

5. Шаститко, А., и др. (2019). Конкуренция и конкурентная политика: на стыке будущего и прошлого. Издательский дом Дело. РАНХиГС.

6. Цариковский, А.Ю. и др. (ред.). (2018). Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху. Как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции. Изд. 2-е, дополненное и исправленное. Издательский дом Высшей школы экономики. doi: 10.17323/978-5-7598-1750-5

7. Цифровая Россия: новая реальность (2017). McKinsey Russia: официальный сайт. Дата обращения 12.05.2020, https://www.mckinsey.com/ru/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20and%20Middle%20East/Russia/Our%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx

8. Юсупова, Г. (2016). ФАС против Google: экономический анализ для особых рынков. Экономическая политика, 6(11), 82–99.

9. Auer, D., Manne, G., Portuese, A., & Schrep, T. (2018). Why sound law and economics should guide competition policy in the digital economy. Contribution of ICLE to the European Commission’s inquiry on «shaping competition policy in the era of digitisation». International Center for Law & Economics. Дата обращения 29.04.2020, https://ec.europa.eu/competition/information/digitisation_2018/contributions/international_center_for_law_and_economics.pdf

10. Colin, N., Landier, A., Mohnen, P., & Perrot, A. (2015). The Digital Economy. Notes du conseild’analyseéconomique, 7(26).

11. Currier, J. (2018). The Network Effects Manual: 13 Different Network Effects (and counting). NFX Venture Firm. Дата обращения 10.05.2020, https://www.nfx.com/post/networkeffects-manual/

12. COFECE (2018). Rethinking Competition in the Digital Economy. Mexico Federal Economic Competition Commission: official site. Дата обращения 03.05.2020, https://www.cofece.mx/wp-content/uploads/2018/03/EC-EconomiaDigital_web_ENG_letter.pdf

13. Dube, J. H., Hitsch, G. J., & Chintagunta, Pr. K. (2008). Tipping and Concentration in Markets with Indirect Network Effects. Chicago GSB Research Paper.(8). Дата обращения 07.05.2020,https://marketing.wharton.upenn.edu/wpcontent/uploads/2016/10/tipping_indirect_network_effects_09_97.pdf

14. Duch-Brown, N. (April 2017). The Competitive Landscape of Online Platforms. JRC Digital Economy Working Paper. Дата обращения 01.05.2020, https://ec.europa.eu/jrc/sites/jrcsh/files/jrc106299.pdf

15. Evans, D., & Schmalensee, R. (2017, August). Network Effects: March to the Evidence, Not to the Slogans. Forthcoming, Antitrust Chronicle. Дата обращения 30.04.2020, https://mitsloan.mit.edu/shared/ods/documents/?PublicationDocumentID=4243

16. Evans, D., & Schmalensee, R. (2007). The Industrial Organization of Markets with Twosided Platforms. Competition Policy International, 3 (1),151–179.

17. Gold, A., & Hogendorn, C. (2016). Tipping in Two-Sided Markets with Asymmetric Platforms. Economic Analysis and Policy, vol. 50, 85–90.

18. Hagiu, A., & Rothman, S. (2016, April). Network Effects Aren’t Enough. Harvard business review. Дата обращения 02.05.2020, https://hbr.org/2016/04/network-effects-arent-enough

19. Katz, M., & Shapiro, C. (1994). Systems Competition and Network Effects. The Journal of Economic Perspectives, 2 (8), 93–115.

20. Lerner, A. (2014, August 26). The Role of ‘Big Data’ in Online Platform Competition. Social Science Research Network. Дата обращения 17.05.2020, https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2482780

21. MacCarthy, M. (2018, January). Big data is not a barrier to entry. Tech policy perspectives, CIO. Дата обращения 05.05.2020, https://www.cio.com/article/3252144/big-data-is-nota-barrier-to-entry.html

22. Mahnke, R. (2015). Big Data as a Barrier to Entry. Antitrust Chronicle. Competition Policy International, 12.

23. Newman, N. (2014). Search, Antitrust, and the Economics of the Control of User Data. Yale Journal on Regulation, 31, 401–454.

24. O’Сonnor, D. (2015, April). Is Big Data an Entry Barrier? What Tinder Can Tell Us. Disruptive Competition Project. Дата обращения 05.05.2020, http://www.project-disco.org/competition/040215-big-data-entry-barrier-tinder-can-tell-us/

25. OECD (2019). Implications of E-commerce for Competition Policy. Background Note. Directorate for financial and enterprise affairs. OECD official website. Дата обращения 05.05.2020, https://www.oecd.org/daf/competition/e-commerce-implications-forcompetition-policy.htm

26. OECD (2018, а). Rethinking Antitrust Tools for Multi-Sided Platforms. OECD official website. Дата обращения 28.04.2020, https://www.oecd.org/competition/rethinkingantitrust-tools-for-multi-sided-platforms.htm

27. OECD (2018, в). Maintaining competitive conditions in the era of digitalization. Report to G-20 Finance Ministers and Central Bank Governors. OECD official website. Дата обращения 28.04.2020, https://www.oecd.org/g20/Maintaining-competitive-conditions-in-era-ofdigitalisation-OECD.pdf

28. OECD (2016). Big data: Bringing competition policy to the digital era. OECD official site. Дата обращения 28.04.2020, https://www.oecd.org/competition/big-data-bringingcompetition-policy-to-the-digital-era.htm

29. Radinsky, K. (2015, March). Data monopolists like google are threatening the economy. Harvard business review. Дата обращения 07.05.2020. https://hbr.org/2015/03/datamonopolists-like-google-are-threatening-the-economy

30. Report Committee for the Study of Digital Platforms Market Structure and Antitrust Subcommittee (2019). George J. Stigler Center for the Study of the Economy and the State. Дата обращения 05.05.2020. https://www.judiciary.senate.gov/imo/media/doc/marketstructure-report%20-15-may-2019.pdf

31. Russia online? Catch up can not be left behind. Report. (2016). The Boston Consulting Group. Дата обращения 12.05.2020. https://image-src.bcg.com/Images/BCG-RussiaOnline_tcm27-152058.pdf

32. Sanghi, A. (2016). Сompetition in the digital economy:how to assess emerging tech markets? Lexis Nexis. Дата обращения 14.05.2020, https://competitionindia.files.wordpress.com/2016/02/competition-in-the-digital-economy-3thjan.pdf

33. Suleymanova, I., & Wey, C. (2011). Bertrand Competition in Markets with Network Effects and Switching Costs. The B. E. Journal of Economic Analysis &Policy, 11, (1/56), 1–12.

34. Werden, G. J. (2001). Network effects and conditions of entry: lessons from the microsoft case. Antitrust Law Journal, 1(69), 87–111.

35. Wong-Ervin, K. W. (2020, January 26). Assessing Monopoly Power or Dominance in Platform Markets. Social Science Research Network. Дата обращения 10.05.2020, https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3525727


Рецензия

Для цитирования:


Заздравных А.В. Потенциал барьеров входа в контексте цифровизации. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(1):128-147. https://doi.org/10.38050/01300105202116

For citation:


Zazdravnykh A.V. The potential of entry barriers in the context of digitalization. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(1):128-147. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202116

Просмотров: 466


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)