Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Основные направления изучения клиентоориентированности: предпосылки формирования, уровни, результативность

https://doi.org/10.38050/01300105202124

Аннотация

Клиентоориентированность как одна из ведущих концепций современного маркетинга получила активное развитие в 1990-х гг. Множество теоретических и практических наработок требуют систематизации и адаптации для облегчения практического использования. Целью статьи является разработка концептуальной модели взаимосвязей клиентоориентированности в компании на основе систематического анализа существующих исследований. В результате анализа подходы к определению клиентоориентированности систематизированы на основе двух признаков: уровень клиентоориентированности (личностный, организационный) и подход к трактовке сущности клиентоориентированности (ценностный, процессный). В статье для определения клиентоориентированности использован интегрированный подход, включающий ценностные и процессные характеристики клиентоориентированности, так как он дает компаниям исчерпывающее понимание для развития клиентоориентированного подхода. В рамках интегрированного подхода клиентоориентированность понимается как деятельность компании, направленная на сбор информации о текущих и потенциальных клиентах, распространение этой информации в компании и разработка действий для удовлетворения текущих и будущих потребностей клиентов посредством создания наивысшей ценности. Также изучены взаимосвязи клиентоориентированности с различными аспектами деятельности компании и предпосылки ее формирования, которые составляют основу концептуальной модели. Полученные данные показывают, что клиентоориентированность влияет не только на результативность бизнеса, но и на сотрудников, конкурентное преимущество, клиентов и выбор управленческих стратегий. Разработанная модель позволяет целостно взглянуть на клиентоориентированность в компании и разработать план ее развития.

Об авторе

О. В. Гулакова
НИУ «Высшая школа экономики»
Россия

Гулакова Ольга Вячеславовна — аспирант

Москва



Список литературы

1. Гулакова, О. В., Панин, В. М., Ребязина, В. А. (2016). Оценка клиентоориентированности компании: разработка комплексной шкалы и ее адаптация к условиям российского рынка. Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 6, 87–111.

2. Гулакова, О. В., Ребязина, В. А. (2017). Клиентоориентированность компаний на российском рынке: декларация или реальность? Вестник Санкт-Петербургского Университета. Менеджмент, 16(3), 398–423. DOI: 10.21638/11701/spbu08.2017.303.

3. Котлер, Ф. (1999). Маркетинг менеджмент: пер. с англ. / под ред. О. А. Третьяк, Л. А. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. Питер.

4. Ламбен, Ж.Ж. (2007). Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. Питер.

5. Латышова, Л. С., Липсиц, И. В., Ойнер, О. К., Карпова, С. В., Фирсова, И. А., Азарова, С. П., Пантелеева, Е. К., Рожков А. Г., & Рожков, К. Л. (2020). Клиентоориентированность: исследования, стратегии, технологии. Инфра-М.

6. Ойнер, О. К., Пантелеева, Е. К., Метелева, Ю. И., & Цыганкова, Ю. М. (2018). Формирование клиентоориентированного подхода к бизнесу: концептуальная модель. Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика, 2, 94–117.

7. Рожков, А. Г., Ребязина, В. А., & Смирнова, М. М. (2014). Ориентация компании на клиента: результаты эмпирической проверки на примере российского рынка. Российский Журнал Менеджмента, 12(3), 33–58.

8. Шерешева, М. Ю., & Костанян, А. А. (2015). Клиентоориентированность персонала в государственных организациях здравоохранения России. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия Менеджмент, 4, 74–114.

9. Arslanagic-Kalajdzic, M., Kadic-Maglajlic, S., & Miocevic, D. (2020). The power of emotional value: Moderating customer orientation effect in professional business services relationships. Industrial Marketing Management, 88, 12–21.

10. Atuahene-Gima, K. (1996). Market orientation and innovation. Journal of Business Research, 35(2), 93–103.

11. Baber, R., Kaurav, R. P. S., & Paul, J. (2020). Impact of individual market orientation on selling and customer orientation. Journal of Strategic Marketing, 28(4), 288–303.

12. Baker, W. E., & Sinkula, J. M. (1999). The synergistic effect of market orientation and learning orientation on organizational performance. Journal of the Academy of Marketing Science, 27(4), 411–427.

13. Brady, M. K., & Cronin Jr., J. J. (2001). Customer orientation: Effects on customer service perceptions and outcome behaviors. Journal of Service Research, 3(3), 241–251.

14. Brown, T. J., Mowen, J. C., Donavan, D. T., & Licata, J. W. (2002). The customer orientation of service workers: Personality trait effects on self-and supervisor performance ratings. Journal of Marketing Research, 39(1), 110–119.

15. Cambra–Fierro, J., Florin, J., Perez, L., & Whitelock, J. (2011). Inter–firm market orientation as antecedent of knowledge transfer, innovation and value creation in networks. Management Decision, 49(3), 444–467.

16. Conduit, J., & Mavondo, F. T. (2001). How critical is internal customer orientation to market orientation? Journal of Business Research, 51(1), 11–24.

17. Deshpande R., Farley J. U., & Webster Jr. F. E. (1993). Corporate culture, customer orientation, and innovativeness in Japanese firms: a quadrad analysis. The Journal of Marketing, 57(1), 23–37.

18. Donavan, D. T., Brown, T. J., & Mowen, J. C. (2004). Internal benefits of service-worker customer orientation: Job satisfaction, commitment, and organizational citizenship behaviors. Journal of Marketing, 68(1), 128–146.

19. Elg U. (2002). Inter-firm market orientation: Its significance and antecedents in distribution networks. Journal of Marketing Management, 18(7–8), 633–655.

20. Elg U. (2008). Inter-firm market orientation and the influence of network and relational factors. Scandinavian Journal of Management, 24(1), 55–68.

21. Ellis P. D. (2006). Market Orientation and Performance: A Meta-Analysis and Cross- National Comparisons. Journal of Management Studies, 43(5), 1089–1107.

22. Feng, T., Wang, D., Lawton, A., & Luo, B. N. (2019). Customer orientation and firm performance: The joint moderating effects of ethical leadership and competitive intensity. Journal of Business Research, 100, 111–121.

23. Frambach, R. T., Fiss, P. C., & Ingenbleek, P. T. (2016). How important is customer orientation for firm performance? A fuzzy set analysis of orientations, strategies, and environments. Journal of Business Research, 69(4), 1428–1436.

24. Francescucci, A., Henneberg, S. C., & Naudé, P. (2018). Scale development for the interfirm market orientation concept. Journal of Business & Industrial Marketing, 33(3), 253-264.

25. Franke, G. R., & Park, J. E. (2006). Salesperson adaptive selling behavior and customer orientation: A meta-analysis. Journal of Marketing Research, 43(4), 693–702.

26. Gligor, D., Gligor, N., & Maloni, M. (2019). The impact of the supplier’s market orientation on the customer market orientation-performance relationship. International Journal of Production Economics, 216, 81–93.

27. Goad, E. A., & Jaramillo, F. (2014). The good, the bad and the effective: a meta-analytic examination of selling orientation and customer orientation on sales performance. Journal of Personal Selling & Sales Management, 34(4), 285–301.

28. Gulakova, O. V., Rebiazinа, V. A., & Smirnova, M. M. (2019). Customer orientation of B2B firms in emerging markets: evidence from Russia. Russian Management Journal, 17(1), 71–96.

29. Guo, C., Kulviwat, S., Zhu, J., & Wang, Y. J. (2019). Competing in an emerging market: antecedents and consequences of market orientation and the role of environmental factors. Journal of Strategic Marketing, 27(3), 248–267.

30. Han J. K., Kim N., & Srivastava, R. K. (1998). Market orientation and organizational performance: is innovation a missing link? The Journal of Marketing, 62(4), 30–45.

31. Hennig-Thurau, T. (2004). Customer orientation of service employees. International Journal of Service Industry Management, 15(5), 460–478.

32. Hennig-Thurau, T., & Thurau, C. (2003). Customer orientation of service employees— Toward a conceptual framework of a key relationship marketing construct. Journal of Relationship Marketing, 2(1-2), 23–41.

33. Homburg, C., Krohmer, H., & Workman Jr., J. P. (2004). A strategy implementation perspective of market orientation. Journal of Business Research, 57(12), 1331–1340.

34. Homburg, C., Pflesser, C. (2000). A multiple-layer model of market-oriented organizational culture: Measurement issues and performance outcomes. Journal of Marketing Research, 37(4), 449–462.

35. Hurley, R. F., & Hult, G. T. M. (1998). Innovation, market orientation, and organizational learning: an integration and empirical examination. Journal of Marketing, 62(3), 42–54.

36. Im, S., & Workman Jr., J. P. (2004). Market orientation, creativity, and new product performance in high-technology firms. Journal of Marketing, 68(2), 114–132.

37. Itani, O. S., Goad, E. A., & Jaramillo, F. (2019). Building customer relationships while achieving sales performance results: Is listening the holy grail of sales? Journal of Business Research, 102, 120–130.

38. Jaworski, B. J., & Kohli, A. K. (1993). Market orientation: antecedents and consequences. Journal of Marketing, 57(3), 53–70.

39. Kelley, S. W. (1992). Developing customer orientation among service employees. Journal of the Academy of Marketing Science, 20(1), 27–36.

40. Kirca, A. H., Jayachandran, S., & Bearden, W. O. (2005). Market orientation: A metaanalytic review and assessment of its antecedents and impact on performance. Journal of Marketing, 69(2), 24–41.

41. Kohli A. K., & Jaworski B. J. (1990). Market orientation: the construct, research propositions, and managerial implications. The Journal of Marketing, 54(2), 1–18.

42. Kohli A. K., Jaworski B. J., & Kumar A. (1993). MARKOR: a measure of market orientation. Journal of Marketing Research, 30(4), 467–477.

43. Kumar, V., Jones, E., Venkatesan, R., & Leone, R. P. (2011). Is market orientation a source of sustainable competitive advantage or simply the cost of competing? Journal of Marketing, 75(1), 16–30.

44. Leckie, C., Widing, R. E., & Whitwell, G. J. (2017). Manifest conflict, customer orientation and performance outcomes in international buyer-seller relationships. Journal of Business & Industrial Marketing, 32(8), 1062–1072.

45. Lee, C. M. J., Che-Ha, N., & Alwi, S. F. S. (2021). Service customer orientation and social sustainability: The case of small medium enterprises. Journal of Business Research, 122, 751-760.

46. Liu, Y., Chen, D. Q., & Gao, W. (2020). How does customer orientation (in) congruence affect B2B electronic commerce platform firms’ performance? Industrial Marketing Management, 87, 18–30.

47. Manna, E. (2017). Customer-oriented employees: Blessing or curse for firms? Journal of Economics & Management Strategy, 26(4), 842–875.

48. Mohiuddin Babu, M. (2018). Impact of firm’s customer orientation on performance: the moderating role of interfunctional coordination and employee commitment. Journal of Strategic Marketing, 26(8), 702–722.

49. Molchanov N. N., & Rybakova Yu.V. (2020). Customer-oriented innovations: Analysis of development practices (the case of North-West Russian regional companies). St Petersburg University Journal of Economic Studies, 36(1), 77–94. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.104

50. Morales Mediano J., & Ruiz-Alba J. L. (2019). New perspective on customer orientation of service employees: a conceptual framework. The Service Industries Journal, 39(13-14), 966-982

51. Najafi-Tavani, S., Sharifi, H., & Najafi-Tavani, Z. (2016). Market orientation, marketing capability, and new product performance: The moderating role of absorptive capacity. Journal of Business Research, 69(11), 5059–5064.

52. Narver J. C., & Slater S. F. (1990). The effect of a market orientation on business profitability. The Journal of Marketing, 54(4), 20–35.

53. Narver J. C., Slater S. F., & MacLachlan D. L. (2004). Responsive and Proactive Market Orientation and New-Product Success. Journal of Product Innovation Management, 21(5), 334–347.

54. Olavarrieta, S., & Friedmann, R. (2008). Market orientation, knowledge-related resources and firm performance. Journal of Business Research, 61(6), 623–630.

55. Pekovic, S., Rolland, S., & Gatignon, H. (2016). Customer orientation and organizational innovation: the case of environmental management practices. Journal of Business & Industrial Marketing, 31(7), 835–848.

56. Peterson, R. A., & Crittenden, V. L. (2020). Exploring customer orientation as a marketing strategy of Mexican-American entrepreneurs. Journal of Business Research, 113, 139–148.

57. Rindfleisch, A., & Moorman, C. (2003). Interfirm cooperation and customer orientation. Journal of Marketing Research, 40(4), 421–436.

58. Rozhkov, A. G., Smirnova, M. M., & Rebiazina, V. A. (2015). Customer orientation in emerging markets: Concepts and empirical tests. Emerging Markets and the Future of the BRIC Nations. Edward Elgar Publishing, 170–189.

59. Ruekert, R. W. (1992). Developing a market orientation: an organizational strategy perspective. International Journal of Research in Marketing, 9(3), 225–245.

60. Sahi, G. K., Gupta, M. C., & Lonial, S. C. (2018). Relating strategic market orientation and market performance: role of customer value types. Journal of Strategic Marketing, 26(4), 318–338.

61. Saxe, R., & Weitz, B. A. (1982). The SOCO scale: A measure of the customer orientation of salespeople. Journal of Marketing Research, 19(3), 343–351.

62. Shapiro, B. P. (1988). What the hell is market oriented? HBR Reprints, 1–3.

63. Sheppard R. (2011). The evolution and conceptualization of market orientation: what managers ought to know. Journal of Management Policy and Practice, 12(60), 30–45.

64. Slater, S. F., & Narver, J. C. (1994a). Market orientation, customer value, and superior performance. Business Horizons, 37(2), 22–28.

65. Slater, S. F., & Narver, J. C. (1994b). Does competitive environment moderate the market orientation-performance relationship? Journal of Marketing, 58(1), 46–55.

66. Slater, S. F., & Narver, J. C. (1995). Market orientation and the learning organization. Journal of Marketing, 59(3), 63–74.

67. Smirnova, M. M., Rebiazina, V. A., & Frösén, J. (2018). Customer orientation as a multidimensional construct: Evidence from the Russian markets. Journal of Business Research, 86, 457–467.

68. Tajeddini, K., & Ratten, V. (2020). The moderating effect of brand orientation on interfirm market orientation and performance. Journal of Strategic Marketing, 28(3), 194–224.

69. Thomas, R. W., Soutar, G. N., & Ryan, M. M. (2001). The selling orientation-customer orientation (SOCO) scale: A proposed short form. Journal of Personal Selling & Sales Management, 21(1), 63–69.

70. Tsaur, S. H., Dai, Y. Y., & Liu, J. S. (2018). SOCO’s impact on service outcomes of tour guides: the moderating effect of customers’ shopping orientation. Current Issues in Tourism, 21(8), 917–933.

71. Tseng, L. M. (2019). How customer orientation leads to customer satisfaction. International Journal of Bank Marketing, 37(1), 210–225.

72. Wahyono. (2018). The moderation effect of customer orientation variable on the influence of professional competence toward the quality of strategy implementation. International Journal of Law and Management, 60(6), 1432–1447.

73. Zhou, K. Z., Yim, C. K., & Tse, D. K. (2005). The effects of strategic orientations on technology-and market-based breakthrough innovations. Journal of Marketing, 69(2), 42–60.


Рецензия

Для цитирования:


Гулакова О.В. Основные направления изучения клиентоориентированности: предпосылки формирования, уровни, результативность. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;1(2):73-117. https://doi.org/10.38050/01300105202124

For citation:


Gulakova O.V. The main directions in customer-oriented studies: prerequisites, levels and effectiveness. Moscow University Economics Bulletin. 2021;1(2):73-117. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202124

Просмотров: 358


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)