Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

«Не настолько велики»: источники рыночной власти цифровых платформ

https://doi.org/10.38050/01300105202135

Аннотация

Монополизация и высокая концентрация капитала в руках цифровых гигантов вызывают обеспокоенность антимонопольных органов по всему миру. Цель статьи — выявить возможные источники рыночной власти цифровой платформы на примере компаний, владеющих магазинами мобильных приложений (Apple App Store и Google Play), и их взаимоотношений с разработчиками прикладного ПО и пользователями. В работе также анализируются возможные положительные и отрицательные эффекты поведения таких компаний для разных групп стейкхолдеров. Результаты исследования показывают, что основные претензии к цифровым платформам в части нарушения антимонопольного законодательства весьма схожи и описываются рядом типичных моделей поведения платформ. Негативное влияние такого поведения на конкуренцию на связанных рынках необязательно обусловлено большим размером таких платформ или отсутствием у них альтернатив. На примере компании Apple, чьи мобильные телефоны занимают только около четверти рынка, выявлены иные источники рыночной власти платформы, не связанные с рыночной долей на рынке смартфонов. Полученные результаты могут быть использованы как для развития теоретико-методологических подходов к экономическому анализу деятельности платформ, так и для решения практических задач в антитрасте.

Об авторах

Л. С. Плеханова
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Плеханова Лидия Сергеевна — магистрант, экономический факультет 

Москва



И. С. Машин
МГУ имени М. В. Ломоносова
Россия

Машин  Иван  Сергеевич  —  магистрант,  экономический  факультет  

Москва



Н. С. Павлова
МГУ имени М. В. Ломоносова; РАНХиГС
Россия

Павлова Наталья Сергеевна — кандидат экономических наук, доцент, экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, с.н.с. Центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС

Москва



Список литературы

1. Голованова, С. В. (2013). Проблемы ограничения конкуренции на рынках, смежных с рынками ключевых мощностей. Журнал Новой Экономической Ассоциации, 4, 110–132.

2. Европейская комиссия. (16.06.2020). Европейская комиссия начинает расследование действий Apple в отношении Apple Pay. Дата обращения 30.10.2020, https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_20_1075

3. Европейская комиссия. (16.06.2020). Европейская комиссия начинает расследование правил Apple App Store. Дата обращения 30.10.2020, https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_20_1073

4. Косякина, А. И., & Подлесная, А. В. (2019). Противодействие монополистической деятельности в сфере программного обеспечения на примере дел против компании Microsoft. Научные Исследования Экономического Факультета. Электронный Журнал, 10(2), 29–52. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2018-10-2-29-52

5. Шаститко, А. Е., & Маркова, О. А. (2020). Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства. Вопросы экономики, 6, 37–55. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-6-37-55

6. Шаститко, А. Е., & Павлова, Н. С. (2017). Переговорная сила и рыночная власть: варианты соотношения и выводы для политики. Журнал Новой Экономической Ассоциации, 34(2), 39.

7. Шаститко, А. Е., Павлова, Н. С., & Кащенко, Н. В. (2020). Антимонопольное регулирование продуктовых экосистем: случай «АО «Лаборатория Касперского» — Apple Inc.». Управленец, 11(4), 16-28. https://doi.org/10.29141/2218-5003-2020-11-4-2

8. Шаститко, А. Е., Паршина, Е. Н. (2016). Рынки с двусторонними сетевыми эффектами: спецификация предметной области. Современная конкуренция, 10(1 (55)), 5–18.

9. Шаститко, А. Е., & Курдин, А. А. (2017). Эффекты распространения рыночной власти владельцев ключевых мощностей на рынках программного обеспечения. Управленец, 4(68), 43–52.

10. Яблонcкий, С. А. (2013). Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики. Российский журнал менеджмента, 11(4), 57–78.

11. Avdasheva, S. B., & Korneeva, D. V. (2019). Does competition enforcement prevent competitive strategies of digital platforms: Evidence from BRICS. Российский журнал менеджмента, 17(4), 547–568.

12. Avdasheva, S. B. (2019). «Multi-Homing by all Means»: Russian Competition Policy Towards Digital Platforms. CPI Antitrust Chronicle, 1(1), 55–60.

13. Antitrust law blog. (21.12.2020). Digital Platforms — New EU Regulations and Competition Law Tools. Retrieved December 27, 2020, from https://www.antitrustlawblog.com/2020/12/articles/eu-competition-regulator/digital-platforms-eu-regulations-competition/?utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+AntitrustLawBlog+%28Antitrust+Law+Blog%29

14. Australian competition & consumer commission. (27.07.2020). ACCC alleges Google misled consumers about expanded use of personal data. Retrieved Octover 23, 2020, from https://www.accc.gov.au/media-release/correction-accc-alleges-google-misled-consumers-about-expanded-use-of-personal-data

15. Armstrong, M. (2006). Competition in two-sided markets. The RAND Journal of Economics, 37(3), 668–691.

16. Caillaud, B., & Jullien, B. (2003). Chicken & egg: Competition among intermediation service providers. RAND Journal of Economics, 309–328. https://doi.org/10.2307/1593720

17. Crémer, J., de Montjoye, Y.-A., & Schweitzer, H. (2019). Competition policy for the digital era. Report for the European Commission. https://doi.org/10.2763/407537

18. Epic Games. (10.09.2020). #FREEFORTNITE. Retrieved December 17, 2020, from https://www.epicgames.com/fortnite/ru/news/freefortnite

19. Gawer, A., & Cusumano, M. A. (2014). Industry platforms and ecosystem innovation. Journal of Product Innovation Management, 31(3), 417–433. https://doi.org/10.1111/jpim.12105

20. Kaplow, L. (2011). Market definition and the merger guidelines. Review of Industrial Organization, 39(1–2), 107.

21. Kaplow, L. (2012). Market definition alchemy. The Antitrust Bulletin, 57(4), 915–952.

22. Kaplow, L. (2013). Market definition: Impossible and counterproductive. Antitrust LJ,(79), 361. https://doi.org/10.2307/3480163

23. Lin, L. (2008). Impact of user skills and network effects on the competition between open source and proprietary software. Electronic Commerce Research and Applications, 7(1), 68–81. https://doi.org/10.1016/j.elerap.2007.01.003

24. Katz, M. L., & Shapiro, C. (1999). Antitrust in software markets. In Competition, Innovation and the Microsoft monopoly: Antitrust in the digital marketplace. Springer, Dordrecht, 29–81. https://doi.org/10.1007/978-94-011-4407-0_3

25. Pavlova, N. S., Shastitko, A. E., & Kurdin, A. A. (2020). The calling card of Russian digital antitrust. Russian Journal of Economics, 6, 258. https://doi.org/10.32609/j.ruje.6.53904

26. Project-syndicate. (13.05.2016). Monopoly’s New Era. Retrieved October 28, 2020, from https://www.project-syndicate.org/commentary/high-monopoly-profits-persist-in-markets-by-joseph-e--stiglitz-2016-05?barrier=accesspaylog

27. Rev. (29.07.2020). Big Tech Antitrust Hearing Full Transcript July 29. Retrieved December 17, 2020, from https://www.rev.com/blog/transcripts/big-tech-antitrust-hearing-full- transcript-july-29

28. Rochet, J.-C., & Tirole, J. (2003). Platform competition in two-sided markets. Journal of the European Economic Association, 1(4), 990–1029. https://doi.org/10.1162/154247603322493212

29. Wooldridge, A. (2016). The rise of the superstars. The Economist, 1, 1–3.


Рецензия

Для цитирования:


Плеханова Л.С., Машин И.С., Павлова Н.С. «Не настолько велики»: источники рыночной власти цифровых платформ. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(3):82-105. https://doi.org/10.38050/01300105202135

For citation:


Plekhanova L.S., Mashin I.S., Pavlova N.S. “Not that big”: market power sources of digital platforms. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(3):82-105. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/01300105202135

Просмотров: 301


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)