Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск

Выявление причин недооценки российских компаний при первичном размещении акций

https://doi.org/10.38050/013001052021311

Аннотация

Первичное публичное предложение (IPO) предполагает новые финансовые возможности для компании-эмитента, такие как: получение доступа к рынкам капитала, расширение базы инвесторов, повышение рыночной стоимости компании. В большинстве первичных размещений существует недооценка компаний, выходящих на рынок, что может быть связано с влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Цель исследования состоит в выявлении факторов, влияющих на первичную недооценку российских компаний при IPO на внутренних и внешних площадках. Новизна научного исследования заключается в комплексном анализе факторов, оказывающих влияние на недооценку акций высокотехнологичных компаний при первичном размещении. Наряду с ранее изученными факторами (рыночная конъюнктура, волатильности ценового диапазона акций относительно среднего значения, рентабельность активов компании-эмитента за год, предшествующий первичному размещению), исследование дополнено оценкой влияния таких факторов, как выбор принадлежности рынка размещения акций к российским или зарубежным площадкам, влияние выбора нескольких площадок размещения, престижность и репутация андеррайтера, принадлежность компаний к высокотехнологичным отраслям. В данном исследовании престижность андеррайтера будет определена принадлежностью к «Большой четверке», что может являться дополнительным фактором перспективности и успешности выхода на рынок акций. По результатам проведенного исследования было определено, что на величину недооценки российских компаний при размещении на внутреннем рынке оказывают воздействие такие факторы, как принадлежность к высокотехнологичной отрасли, и показатель, характеризующий состояние фондового рынка. В то время как при проведении IPO на иностранных фондовых рынках значимыми факторами являются отраслевая принадлежность, цена размещения.

Показатели престижности андеррайтера, размещения на нескольких площадках, рентабельности активов и ширины ценового диапазона оказались не значимыми по результатам исследования.

Об авторах

В. В. Назарова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Назарова Варвара Вадимовна — кандидат экономических наук, доцент

Санкт-Петербург



Д. В. Анисина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Анисина  Диана  Вячеславовна  —  магистрант

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Ажиханов, А. Б. (2011). Эмпирический анализ факторов, оказывающих влияние на занижение стоимости акций при первичном размещении. Финансы и кредит, 11, 59–72.

2. Белобородский, А. А. (2010). IPO: оценка эффектов и анализ затрат. Российское предпринимательство, 9 (2), 27–31.

3. Бойко, В. В. (2009). Влияние динамики фондового рынка на феномен недооценки российских компаний при первичных публичных размещениях. Финансы: теория и практика, 4, 52–55.

4. Бутяева, Ю. А. (2017). Методика оценки эффективности IPO российских компаний. European science, 6 (28), 48–53.

5. Бухвалов, А. В. (2009). Почему компании становятся публичными? Теория и практика. Российский журнал менеджмента, 7, 69–78.

6. Карпенко, О. А. (2017). Первичное публичное размещение акций российских компаний с венчурным капиталом. Вопросы инновационной экономики, 7 (4), 391–406.

7. Ишмаметов, Э. А. (2013). Статистический анализ факторов доходности первично размещенных акций российских компаний на фондовом рынке. Вестник московского университета. Серия 6. Экономика, 5, 84–89.

8. Мотовилов, О. В., Самылов, И. О., & Сеидова, М. Ш. (2019). Выбор биржевой площадки для IPO инновационно-ориентированной компании, Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 35 (3), 419–447. https:// doi.org/ 10.21638/ spbu05.2019.305

9. Назарова, В. В. (2017). Факторный анализ недооценки российских компаний при первичном размещении акций. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 4, 29–51.

10. Федотов, С. Н. (2014). Биржевые секторы для компаний малой и средней капитализации и их роль в процессе финансирования инновационного бизнеса. Аудит и финансовый анализ, 1, 245–250.

11. Akerlof, G. (1970). The market for “Lemons”: quality uncertainty and the market mechanism. The quarterly journal of economics, 84 (3), 488–500. http://dx.doi.org/10.2307/1879431

12. Baron, P. (1982). A model of the demand for investment banking advising and distribution services for new issues. The journal of finance, XXXVII, 4, 955–976. http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-6261.1982.tb03591.x

13. Beaulieu, M. C., & Mrissa Bouden, H. (2020). Does idiosyncratic risk matter in IPO long-run performance? Review of Quantitative Finance and Accounting, 55, 935–981. https:// doi.org/10.1007/s11156-019-00864-x

14. Beck, J. (2017). Determinants of IPO Underpricing: Tech vs Non-Tech Industries, Major Themes in Economics, 19, 39-55.

15. Benveniste, L., & Spindt, P. (1989). How Investment Bankers Determine The Offer Price and Allocation of New Issues, Journal of Financial Economics. 124, 343–361. http://dx.doi.org/10.1016/0304-405X(89)90051-2

16. Bozhkov, S., Lee, H., Sivarajah, U., Despoudi, S., & Nandy, M. (2020). Idiosyncratic risk and the cross-section of stock returns: the role of mean-reverting idiosyncratic volatility. Annals of Operations Research, 294, 419–452. https://doi.org/10.1007/s10479-018-2846-7

17. Carpenter, M. A., Pollock, T. G., & Leary, M. M. (2003). Testing a model of reasoned risk taking: Governance, the experience of principals and agents, and global strategy in high technology IPO firms. Strategic Management Journal, 24(9), 803–820. http://dx.doi.org/10.1002/smj.338

18. Carter, R., Dark, F., & Singh, A. (2002) Underwriter Reputation, Initial Returns, and the Long-Run Performance of IPO Stocks. The journal of finance, 53 (1), 285–311. http://dx.doi.org/10.1111/0022-1082.104624

19. Charness, G., & Neugebauer, T. (2019). A test of the modigliani-miller invariance theorem and arbitrage in experimental asset markets. The Journal of Finance, 74(1), 493–529. http://dx.doi.org/10.1111/jofi.12736

20. Ellul, A., & Pagano, M. (2006). IPO underpricing and after-market liquidity. Preview of financial studies, 19 (2), 381–421. http://dx.doi.org/10.1093/rfs/hhj018

21. Füllbrunn, S., Neugebauer, T., & Nicklisch, A. (2020) Underpricing of initial public offerings in experimental asset markets. Experimental Economics, 23, 1002–1029. https://doi.org/10.1007/s10683-019-09638-7

22. Janssen, D. J., Füllbrunn, S., & Weitzel, U. (2019). Individual speculative behavior and overpricing in experimental asset markets. Experimental Economics, 22, 653–675.

23. Gao, S., & Hou, TC-T. (2019). An Empirical Examination of IPO Underpricing Between High-technology and Non-high-technology Firms in Taiwan. Journal of Emerging Market Finance, 18(1), 23–51. doi:10.1177/0972652719831535

24. Greroriou, G. (2006). Allocation hypothesis. Initial Public Offerings (IPO): an international perspective of IPOs.

25. Groh, A., & Liechtenstein, H. (2011) The first step of the capital flow from institutions to entrepreneurs. European financial management, 17, 532–559.

26. Hearn, B. (2011). The impact of corporate governance measures on the performance of West African IPO firms. Emerging markets review, 12 (2), 130–151. http://dx.doi.org/10.1016/j.ememar.2011.02.004

27. Hopp, C. (2013). Do differences in institutional and legal environments explain crosscountry variations in IPO underpricing? Applied economics, 45 (4), 435–454. http://dx.doi.org/10.1080/00036846.2011.605760

28. Hou, T., & Gao S. (2019). An Empirical Examination of IPO Underpricing Between High-technology and Non-high-technology Firms in Taiwan. Journal of emerging market finance, 18, 23 — 51.

29. Kagan, J. (2019). Underpricing. Сайт Investopedia.com. https://www.investopedia.com/terms/u/underpricing.asp

30. Kim, J., & Pukthuanthong-Le, K. (2008). Leverage and IPO under-pricing: Hightech versus low-tech IPOs. Management Decision, 46(1), 106–130. http://dx.doi.org/10.1108/00251740810846770

31. Loffler, G., Panther, P., & Theissen, E. (2002). Who knows what when? — The information content of pre-IPO market prices. Journal of financial intermediation, 14 (4), 466 — 484.

32. Loughran, T., & Ritter, J. (2002). Why has IPO underpricing changed over time? Financial management journal, 33(3), 5–37. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.331780

33. Nocera, J. (2013). Rigging the IPO game. Сайт nytimes.com.opinion/sunday/nocerarigging-the-ipo-game.html

34. Pulliam, S., Smith, R., & Siconolfy, M. (2007). US Investors Face an Age of Murcky Pricing. Wall street journal, A11.

35. Ray, R. (2006). Managerial rationality and agency problem in the IPO market. EFA 2006 Zurich meetings paper.

36. Ritter, R. J. (1984). The ‘Hot Issue’ market of 1980’. The journal of financial economics, 15, 215–240. http://dx.doi.org/10.1086/296260

37. Rock, K. (1986). Why new issues are underpriced. Journal of financial economics, 15, 187– 212. http://dx.doi.org/10.1016/0304-405X(86)90054-1

38. Stuart, M. D., & Willis, R. H. (2020). Use of independent valuation specialists in valuing employee stock options: evidence from IPOs. Review of Accounting Studies, 25, 438–473. https://doi.org/10.1007/s11142-020-09534-z

39. Tinic, M. (1988). Anatomy of initial public offerings of common stock. The journal of finance, 43, 332. http://dx.doi.org/10.2307/2328137

40. Zhou, J., & Lao, L. (2012). Analysis of influencing factors of IPO underpricing in ChiNext. Physics procedia, 33, 846–851. http://dx.doi.org/10.1016/j.phpro.2012.05.144

41. База данных «Участие в IPO». Дата обращения 16.04.2021, http://www.finam.ru

42. База данных Investing.com. Дата обращения 05.05.2020, https://ru.investing.com

43. Ранкинг TAdviser100 (2019). Дата обращения 05.05.2020, http://www.tadviser.ru/index.php

44. Недооценка компании. Дата обращения 05.05.2020, https://fin-accounting.ru/private-equity/output-of-investment/ipo-process/underestimation-of-the-сompany

45. Информационно-аналитический портал PREQVECA. Дата обращения 05.05.2020, http://www.preqveca.ru/placements


Рецензия

Для цитирования:


Назарова В.В., Анисина Д.В. Выявление причин недооценки российских компаний при первичном размещении акций. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021;(3):240-270. https://doi.org/10.38050/013001052021311

For citation:


Nazarova V.V., Anisina D.V. Identifying the reasons for understimation of Russian companies at primary placement of shares. Moscow University Economics Bulletin. 2021;(3):240-270. (In Russ.) https://doi.org/10.38050/013001052021311

Просмотров: 581


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130-0105 (Print)