Preview

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика

Расширенный поиск
№ 5 (2018)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 

3-20 30
Аннотация
Спрос и предложение - категории с богатой историей, введенные в научный оборот 250 лет назад, всесторонне исследованные с позиций количественного анализа. Но оказывается, что в глоссариях учебников микроэкономики не дается ни определения спроса (следует отсылка - см. кривая спроса), ни единиц измерения спроса (у зависимости между ценой и количеством нет единиц измерения) и соответственно предложения, что ограничивает их практическое применение. Модель общей экономики - синтез «Капитала» Маркса, микро- и макроэкономики - позволяет дополнить количественный анализ всех рыночных категорий качественным и, в частности, дать определения спроса и предложения через два фактора товара - потребительную стоимость и стоимость. Определение категорий и единиц их измерения позволяет расширить область применения теории (спрос на набор товаров и предложение набора товаров) и сформулировать алгоритм их использования в практике бизнеса.
21-40 33
Аннотация
Статья посвящена исследованию состояния современного наследия по шумпетерианской конкуренции. Интерпретируя ее как борьбу предпринимательских альтернативных предложений, автор прослеживает результаты проверки и развития идей Шумпетера в современной неошумпетерианской литературе. Акцентируя внимание на условиях, определяющих инновационный характер действия конкуренции, автор выделяет основные черты российской экономики, которые препятствуют ее переходу к конкуренции инновационного типа.
41-63 33
Аннотация
Автор статьи определяет аутсорсинг не только как предпринимательский инструмент, но и как один из важнейших показателей развития экономики страны и ее конкурентоспособности. Методика оценки объема аутсорсинга в экономике определяет новизну исследования в практике российской экономической науки. На основе различных авторских эконометрических методов доля аутсорсинга в ВВП России оценивается на уровне 19%. Автор доказывает, что данный уровень аутсорсинга в Российской экономике недостаточен для ее стабильного развития. Промышленные конгломераты и госкомпании ослабляют, а не усиливают конкурентоспособность страны за счет своих размеров. Именно из-за сверхконцентрации капитала в экономике России в ней слишком мала доля малых и средних предприятий, и в них занято гораздо меньше работников по сравнению с другими странами. Недостаточная доля аутсорсинга также определяет низкую инновационность экономики, так как инновации рождаются в малом предпринимательстве, а не в крупных государственных корпорациях. В завершение статьи автор определяет факторы, которые будут способствовать или, наоборот, мешать развитию аутсорсинга в экономике России и, следовательно, влиять на ее конкурентоспособность на мировом рынке.

ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 

64-93 17
Аннотация
С возрождением роли промышленности в первой четверти XXI в. возрастает взаимодействие государства и бизнеса в производственной сфере, что расширяет экономическое содержание государственно-частных партнерств и вовлекает в них все большее число разнообразных участников - исследовательские институты, научные центры, технологические консорциумы, университеты, некоммерческие организации и др. Такие мультипартнерства требуют для их оценки новой стратегии, нацеленной на достижение не только эффективности, но и справедливого распределения результатов совместной деятельности. Для определения степени равномерности распределения выгод и затрат между участниками партнерства предлагается применить коэффициент Джини, традиционно используемый в статистике для оценки неравенства в обществе. Для этой цели разработана единая финансовая модель, которая в рамках анализа выгод и затрат государственно-частного партнерства показывает взаимосвязь денежных потоков всего проекта и отдельных его участников. Суть подхода раскрывается на условном примере, который не обременен сложностями реальных проектов и, во-первых, показывает взаимосвязь выгод и затрат между партнерами на двух уровнях - финансовом и экономическом, во-вторых, объединяет основные этапы оценки эффективности проекта и расчет модифицированного коэффициента Джини. Аналитические возможности метода апробированы на реальном кейсе производства нанокерамики в г. Новосибирске, которое обладает эффективным и достаточно сбалансированным механизмом реализации партнерства. Коэффициент Джини может служить индикатором достижения сбалансированного партнерства при многообразии участников в успешных с экономической точки зрения проектах.
94-112 25
Аннотация
Статья посвящена вопросу создания туристского продукта малых городов в России. Рассмотрена модель потребительского поведения в отношении туристских продуктов и понятие потребительской ценности туристского продукта; обоснована необходимость формирования комплексных предложений ценности для целевых аудиторий, сегментированных на основе потребностей. Проведен анализ предложения туристских продуктов малых городов трех регионов - Пермского края, Владимирской и Тульской областей. Определены возможные пути развития и сферы улучшения туристских продуктов малых городов в рассматриваемых регионах. Особое внимание уделено наиболее перспективным на сегодняшний день направлениям - событийному туризму и культурно-познавательным тематическим маршрутным продуктам; выделена высокая значимость гастрономических впечатлений в составе туристского опыта. Проведенный анализ позволил идентифицировать ряд проблем, среди которых недостаточное использование потенциала событийного маркетинга для обеспечения стабильного туристского потока в течение года, а также слабая осведомленность целевых аудиторий за пределами регионов. Предложен ряд рекомендаций по совершенствованию предложения для целевых аудиторий.
113-133 28
Аннотация
Модель традиционных банков, ориентированная на максимизацию прибыли, показывает свою неэффективность. В этой связи актуальность приобретает поиск альтернативных моделей банковской деятельности. Одной из них является модель социальных банков. Однако содержание их деловой практики и принципы работы остаются малоизученными. Целью работы является выяснение природы социальной модели банковской деятельности, ее признаков и уровня финансовой устойчивости. Использованы индуктивные и дедуктивные методы анализа и синтеза, системного подхода, сравнения. На основе обзора академических источников показана эволюция представлений о социальной банковской деятельности. В статье сформулировано определение социального банка как особого типа коммерческого банка, нацеленного на максимизацию своего положительного вклада в развитие общества через оказание банковских услуг и соответствующего принципам устойчивого развития, прозрачности и сотрудничества. Результаты эмпирических исследований подтверждают высокий уровень финансовой устойчивости социальных банков. В статье сформулировано предположение о ключевой роли мотивации акционеров и руководителей банка для создания социального банка. Дальнейшее изучение модели его деятельности требует разработки инструментария ее оценки.

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ 

134-148 22
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению факторов лояльности клиентов к российским коммерческим банкам. Исследование, проведенное автором, показывает, что основными факторами, определяющими выбор вкладчиками банка, являются процентные ставки по депозитам, надежность банка и ориентация на привлечение средств от физических лиц. В статье представлен сравнительный анализ значимости данных факторов на следующих временных периодах: март 2012 г. и сентябрь 2017 г. В марте 2012 г. повышение процентной ставки положительно сказывалось на доле банка на рынке вкладов, в сентябре 2017 г. - отрицательно. Изменение тенденции связано с политикой Банка России, начавшейся в 2013 г., по очищению банковского сектора, что выражается в отзыве лицензий и санациях банков, а также с введением контроля за процентными ставками, устанавливаемыми банками. Более высокий уровень надежности банка и ориентация на физических лиц в обоих периодах оказывают положительное влияние на долю банка.

ДЕМОГРАФИЯ 

149-166 19
Аннотация
Современные тенденции в области рождаемости схожи в большинстве стран мира. К снижению рождаемости, активно проявившемуся со второй половины прошлого века, добавились важные изменения в календаре рождений. Классические показатели демографической статистики чаще имеют дело с интенсивностью рождаемости, в меньшей степени - с календарем рождений. Авторами сделана попытка составить систему показателей календаря рождений, которая затем использована для этапизации процесса постарения рождаемости и типологизации моделей постарения рождаемости.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0130–0105 (Print)